Это часть 2 разбора контекста сцены, где Шерлок, по мере своей речи шафера, решает дело Человека-однодневки ("Знак трех") и делает важнейшие для себя открытия. Часть 1 здесь. В основе заметки — теория "Courtroom Women & Mayfly Men" автор Heimish the ideal husband. Правда, должна предупредить, что некоторые тезисы теории в этой части я бессовестно смягчаю.

sherlock bbc

Итак, вернемся на свадьбу Уотсонов.
Шерлок поднимает бокал за здоровье молодых, мелькают вспышки фотографа и... бокал выскальзывает из его пальцев.

Он вспоминает, что Тесса назвала второе имя Джона — Хэмиш. Второе имя Джона — это еще один его секрет и существует мнение, что оно является олицетворением его квир-сущности.
Шерлок вспоминает, что Тесса/Сара явилась к ним в неподходящий момент во время мальчишника. Она, как и Сара, пошла с ними на место преступления. Там она назвала полное имя Уотсона, назвала Джона его партнером. Тесса увидела в них то же, что видели все остальные — они пара.

И еще: Джон ненавидит свое второе имя, скрывает его, по мере возможности. Также как и ориентацию, пытаясь соответствовать рамкам гетеронормальности.
Кто еще из прошлого знал имя Джона? Эта Женщина всплывает в сознании у Шерлока и появляется в зале. Почему она явилась сюда? Мы видели, что Шерлок не гнал Джона, который оба раза "переключал" его на MP!Бейкер-стрит — его сердце, никак не выражал досаду. Ирэн же он с неудовольствием прогоняет: "Прочь из моей головы. Я занят." Опять-таки, здесь, в зале суда ЧР, он только с Вики так обращается. Что поддерживает теорию, что Вики/Мэри имеет много общего с Ирэн, в представлении Шерлока. Кроме того, Ирэн, а она явилась обнаженной, символизирует в глазах Шерлока его собственную сексуальность — Ирэн ведь представлена в ASiB как зеркало Шерлока. Она то, что он отрицает как ненужное его логике, как транспорт, у нее нет особой комнаты в Чертогах. То, что она явилась в ЧР в этот момент, когда Шерлок размышляет о сексуальности Джона, может значить, что Шерлок сравнивает с собой всех этих женщин, которые когда-то чем-то привлекли Джона. Сексуальность Шерлока требует обратить, наконец, на себя внимание.

Только однажды Джон позволил обнародовать свое второе имя — на свадебных приглашениях:
John: “Does it have to be on the invitation?” ("Ему обязательно быть на приглашении?")
Mary: “It’s your name, its traditional” ("Это твое имя. Это традиционно.")
Sherlock: “It’s funny!” ("Смешно!")
В этом коротком диалоге отражается то, что Мэри и Шерлок представляют в понимании Джона. Мэри — традиционность, нормальность, все как у всех. Шерлок, который и пенса не даст за соблюдение традиций и, считающий их смешными, — символизирует противоположное нормальности, обыденности. Запретное, нежелательное.

sherlock bbc

Итак, Тесса: "Enjoy the wedding!" Шерлок получает доказательство, что Тесса знала о свадьбе. Она знала, видела свадебное приглашение. Тем не менее, она видела друзей в ту ночь мальчишника и сделала правильные выводы о них. Она называет Джона его полным именем, хотя в этом нет никакой необходимости...

В зале появляется Майкрофт — представитель логики в ЧР Шерлока. Он появляется на председательском месте. Логика говорит Шерлоку, что появление Тессы никакое не совпадение, а ложь, злой умысел. Кто-то, замысливший преступление, пошел на обман, чтобы узнать о свадьбе. И сегодня он среди гостей. Это лежит на поверхности, а что скрывается под этим? У Шерлока удивительный ум: и, попутно с решением загадки Человека-Однодневки, он складывает в уме пазл под названием "Секрет Джона Уотсона". Ложь. Джон все это время лгал о своей сексуальности.

Бокал разбился...
Шерлок вернулся в реальный мир. Он так растерян... С минуту Майкрофт в ЧР настойчиво взывает к логике Шерлока: в любую секунду может произойти убийство, а чем заняты твои мысли? Видно, что ему с трудом удается сосредоточиться на деле. Но часть сознания все равно занята Джоном и Шерлок продолжает раздумывать над проблемой их отношений.

“Who’d go to a wedding? Who’d bother to go to any lengths to get themselves to a wedding?” (в двух словах: "Кому нужна свадьба?") Контекст здесь очевиден: Шерлок спрашивает себя, зачем Джону нужен брак и почему он так ценит гетеронормальность и обычность?

Шерлок понятия не имеет, что Мистер_не_гей был ранее в отношениях с мужчинами, но сомнения начинают закрадываться, когда Джон не хочет говорить с ним о Шолто, уходит от разговора о "бывшем" командире. Детектив просматривает статьи о Шолто онлайн, но не хочет, чтобы Джон знал, что он интересовался майором.

В зале суда собрались девушки, которые были обмануты Человеком-однодневкой. Т.е. говоря на уровне контекста: бывшие девушки Джона и его невеста, а Джон у нас и есть зеркало Человека-однодневки. Далее, посмотрим случай "Окровавленный гвардеец" — жертвы Джонатана Смолла (Человека-однодневки — Джона) рядовой Бейнбридж и его отражение — майор Шолто (форма, метод убийства). Военные. Можно предположить, что у Джона на военной службе все в порядке было не только с девушками.

Мне, если честно, очень не по душе идея, что Шолто был романтическим интересом Джона, ну, или даже любовником. Не понятно, почему тогда Джон так не и не признался Шерлоку в любви, в чем тогда его проблема, если раньше он свою сексуальность признавал, зачем же теперь эта гетеросексуальная маска?

Теория Hemish'а хороша, единственное, я бы не торопилась, вслед за автором, записывать Шолто в бывшие любовники Джона. Возможно, Шолто привлекал Джона, возможно, был взаимный интерес, даже влюбленность, но все-таки, если следовать логике теории, жертвами Бейнбридж и Шолто не стали, Смолл не достиг цели, он хотел именно убить, но они не были убиты. Да и стал бы Джон приглашать Шолто на свадьбу, если они раньше были любовниками? Зачем? Они давно расстались. Он пригласил его, как своего бывшего боевого командира, человека, которого он уважает и ценит, это видно, он очень рад его видеть. Джон явно гордится, что такой человек пришел на его свадьбу, несмотря на то, что ведет жизнь затворника. Их разговор немного вымученный: так говорят люди, которые встречаются после долгой паузы, у них когда-то были общие интересы, но теперь жизнь их круто переменилась, у них есть проблемы и они стараются их избегать в разговоре. Я не вижу разговора двух бывших любовников, на который указывает heimishtheidealhusband. Ладно, будем считать Шолто бывшим романтическим интересом Джона. Наш шалунишка-доктор пригласил на свадьбу и свой теперешний романтический интерес, но Шерлок — другое дело. Джон честно, изо всех сил пытается себе внушить, что нужно смотреть на Шерлока только как на лучшего друга. Отсюда, это навязывание роли шафера и этот аутотренинг, что он так счастлив с Мэри.

Шерлок явным образом проассоциирован с Шолто еще в начале серии. То, что Шолто, зеркало Шерлока, получил рану на свадьбе у Джона, рассказывает нам, как все эти открытия ранили Шерлока. Он осознал свою любовь к Джону и то, что все это время Джон питал к нему чувства, но все-таки выбрал Мэри и нормальность. Да, Шерлок на свадьбе был метафорически ранен тем, что он слишком поздно все понял. Но что бы это изменило? Джон явно не готов признать свои чувства и активные действия Шерлока могли бы сделать отношения друзей более напряженными и осложнить их.

Но почему Джон не говорил Шерлоку о Шолто, в то время, как Мэри ехидничает, что с ней Джон не затыкался о Шолто. Это удивляет Шерлока, вызывает ревность и к Шолто, и к Мэри. Но справедливо ли его удивление? Разве они с Джоном вели долгие задушевные беседы о прошлом или настоящем? Нам этого не показали, ручаюсь, этого не было. В их паре Шерлок произносил монологи, а Джон, если он вообще в это время находился рядом, выполнял роль резонера. Более того, Джон на вопрос Шерлока о Шолто, ответил: "С чего вдруг интерес к другому человеческому существу?" Возможно, в начале их дружбы Джон пытался рассказывать что-то о службе, но Шерлок его отвратил от этого — ему это было не интересно, он "выключал звук". "Социопат" Шерлок! Он сам постелил постель, на которой вынужден теперь спать. А вот Мэри, в противоположность ему, наверняка, выслушивала с показным интересом все байки Джона о военной службе, чтобы расположить его к себе. Милая, понимающая, слушающая Мэри! Как Джону повезло, как он счастлив теперь! А ты, Шерлок, теперь будешь грустить в одиночестве, не удивляйся, что Джон ничего тебе не говорил о своем экс-командире. Думаю, правда, Мэри ржала в душе над рассказами Джона: что там его приключения и опасности на войне и с Шерлоком, по сравнению с жизнью наемного ассасина! Да и ценности у нее совсем другие! Вот и смотрит на него покровительственно и свысока.

Вернемся на свадьбу к речи Шерлока. Итак, секрет Джона Уотсона больше не секрет для Шерлока: Джон лжет о своей истинной сексуальности, на самом деле он влюблен и влюблен в Шерлока. “You. It’s always you. John Watson, you keep me right.” И Шерлок улыбается, это открытие делает его счастливым в эту минуту!

Но его задача найти потенциальную жертву Человека-однодневки здесь, среди гостей. Шерлок может говорить здесь и о себе также, ведь он ранен чувствами к Джону (если рассматривать Шолто как его зеркало).
Шерлок осознает, что Человек-однодневка и убийца, покушавшийся на Бейнбриджа сегодня здесь, и будет еще одна жертва.
Шерлок задает правильные вопросы: "Кто может быть убит именно на свадьбе?" Ответ: "Например, тот, кто вдруг осознал, что влюблен в жениха, если под убийством подразумевать сердечную рану." Как может быть нанесена такая рана? Невидимым ножом, говорит юная версия Шерлока. А кто человек-невидимка, мы знаем: Джон. Тот, кто хранил свое сердце столько лет в неприкосновенности, под охраной скепсиса и логики, вдруг осознал, что уже убит, серьезно "болен" своим другом. И даже об этом не подозревал. О, Шерлок, вот ты и осознал свои чувства!


Майор заперся у себя в номере. Шерлок, Джон и Мэри (уж не предзнаменование ли это, что в будущем они вместе будут раскрывать дела? Не дай Бог!) перед его дверью. Умная Мэри знает, что Шерлок очень эффективен, когда на него давят обстоятельства: "Теперь это значимо, раскрой дело!" Вопрос: а откуда это может быть известно ей? Может, рассказал Джон, а, может, и Джим. :)

А тем временем, майор Шолто сидит в своей комнате с изображением водопада на стене, в кресле, похожем на кресло Джона из гостиной в 221б. С пистолетом в руке, готовый дорого продать свою жизнь, но не признающий сопутствующего ущерба. У меня чувство, что в будущем сезоне эта сцена может приобрести новый смысл.
Шерлок, понукаемый Джоном (Мэри лишь Джона подтолкнула, не Шерлока, хотя поцелуй достался почему-то именно ей, несправедливость), раскрывает дело. Форма — это уязвимое место жертв. Что такое форма — это норматив, формальность, подчинение, догма, обязательство, фасад. Удар невидим, благодаря непоколебимому фасаду. Сними форму и останется тело, истекающее кровью.
На этой свадьбе два человека в боевых доспехах — Шолто и Шерлок (одевавший наряд шафера со словами: "в бой!").
Шерлок, столько лет, носивший свой фасад-титул высокофункционального социопата, женатого на работе, обнаруживает рану-любовь, нанесенную ему исподтишка его лучшим другом. Но это предупреждение всем любителям фасадов. Джону, с его гетеронормативным фасадом-браком, который в один миг, через какой-то месяц, обернется настоящим кошмаром, совсем не тем, чего он от него ждал. Для Мэри — предзнаменование, что ее личина-фасад скоро будет раскрыта, причем самым невыгодным для нее образом.

Ну и последующий диалог Шерлока и Шолто, прямое подтверждение вышеприведенных догадок: Шерлок знает, что Шолто питал к Джону романтический интерес, как и он сам. И Шолто, конечно, понял, кто Шерлок для Джона и какие чувства детектив питает к его бывшему подчиненному. Да все на свадьбе это поняли! "Мы с вами чем-то похожи, мистер Холмс. Мы знаем, что есть урочный час для смерти" — это откровенное признание, что Шерлок, в глазах Шолто, тоже носит форму, он — нынешний командир Джона. Но Шерлок великодушнее: "Мы бы не поступили так с Джоном Уотсоном!" Ты, Шерлок, после прыжка в TRF, точно уже так больше не поступишь. К сожалению, прошлое не изменить.

Итак, Шерлок теперь знает, что Джон любит его. Понял и признал свое чувство — любовь к Джону. К этому чувству примешивается боль потери — ведь теперь слишком поздно. Почувствовал свое одиночество еще сильнее, чем до свадьбы. Тем не менее, он не собирается бороться. Мэри, по его мнению, более достойна Джона, да и Джон сам выбрал именно ее и женитьбу на ней. Чувство Шерлока абсолютно лишено эгоизма, это чистая, беззаветная любовь.

С другой стороны, Джон-то этого по-прежнему не знает. Он, как и мы, слышал речь шафера, но не видел того, что видели мы. Он, безусловно, доволен всеми милыми и добрыми словами, которые сказал про него Шерлок. Но Джон не имеет не малейшего понятия, какие чувства пробудились в душе у Шерлока. Шерлок внешне вроде бы рад всему происходящему, значит, ему все равно? Значит, он рад этой свадьбе? Неизвестно также, как он воспринял Клятву Шерлока, данную этим вечером. О чем он думал в тот момент? Думаю, в душе у нашего доктора полная неразбериха...
А что же зеркало Джона — Джонатан Смолл? Заключен в тюрьму, будет теперь прозябать, отбывать срок в неволе. Да, веселая перспектива для Джона.



@музыка: Morten Harket. Darkspace.

@темы: Шерлок Холмс, Мэри, BBC, Мориарти, Sherlock, John Watson, Джон Уотсон, сезон 3, размышления, Johnlock, Джонлок, heimishtheidealhusband, свадьба Уотсонов, The Sign of Three (TSoT), Sherlock Holmes, Шерлок

Комментарии
10.09.2016 в 23:35

Giansar
John: “Does it have to be on the invitation?” ("Ему обязательно быть на приглашении?")
Mary: “It’s your name, its traditional” ("Это твое имя. Это традиционно.")
Sherlock: “It’s funny!” ("Смешно!")


А по-моему Шерлок говорит тут не то что это Смешно, а то что имя Джона забавное.
Нет?)

Спасибо за разбор) Очень интересно!
10.09.2016 в 23:38

Giansar
Джон честно, изо всех сил пытается себе внушить, что нужно смотреть на Шерлока только как на лучшего друга. Отсюда, это навязывание роли шафера и этот аутотренинг, что он так счастлив с Мэри.

Вот с этой мыслью очень согласна. Больно это видеть...Потому что у Джона все равно ни фига не выходит)
Очень интересно как он будет воспринимать Шерлока в 4с.
10.09.2016 в 23:42

Giansar
А вот Мэри, в противоположность ему, наверняка, выслушивала с показным интересом все байки Джона о военной службе, чтобы расположить его к себе. Милая, понимающая, слушающая Мэри!

А мне кажется Мэри врет, что Джон не затыкался о Шолто. Нам же потом показали и прямым текстом о ком Джон на самом деле не затыкается и о ком скучает. Так что Мэри это бесит уже.
И еще я сильно сомневаюсь что у них с Мэри такие отношения, что Джон с ней сильно бы делился своими потаенными переживаниями. Какой то абсурд. Нам вообще ни разу не показали даже намека что у них могут быть такие отношения и что они вообще говорят о чем то другом, кроме общей работы и... Шерлока.
10.09.2016 в 23:46

Giansar
Шерлок теперь знает, что Джон любит его. Понял и признал свое чувство — любовь к Джону. К этому чувству примешивается боль потери — ведь теперь слишком поздно.
И вот тоже да тут интересно)) И в каком то смысле Шерлоку легче. По крайней мере когда я смотрела их сцену прощания на аэродроме я любовалась Шерлоком - насколько он там почти предельно открыт - он принял свою боль, свое разбитое сердце, свою любовь....он ни в чем Джона не обвиняет....он любит его и эта любовь просто изливается из Шерлока в той сцене.
Несмотря на то что он приговорен к смерти по сути....
А вот с Джоном все гораздо сложнее. Мы реально не видим его в 3 с - не видим его чувств (ну почти)...Он максимально закрыт, сдержан, хотя видно как ему плохо, улыбка на лице Джона в 3с - редкая птица...Несколько раз всего и почти все эти разы - в присутствии Шерлока или при мысли о Шерлоке.
11.09.2016 в 02:07

Giansar, спасибо за комментарии!
А мне кажется Мэри врет, что Джон не затыкался о Шолто.
Да, она и соврать может вполне.

Нам вообще ни разу не показали даже намека что у них могут быть такие отношения и что они вообще говорят о чем то другом, кроме общей работы и... Шерлока.
Ну, будем считать, что это мой хэдканон :)
Я просто верю, что их отношения "до Шерлока" на чем-то строились: ни на одной же выпивке (как это понятно из блога Джона). Я думаю, после смерти Шерлока, Джон впал в глубокую депрессию, мы с вами обсуждали - какой кошмар для него был связан со смертью Шерлока - не только потеря друга, а, может, еще и угрызения совести, что не смог его удержать.
Думаю, в таком состоянии, его не особо привлекали длительные отношения. Он, вероятно, был глух ко всему. Но у Мэри же было задание! А как расположить к себе, заставить увлечься настолько, чтобы стать парой человека, убитого горем? Только став его "жилеткой", мне кажется. Выслушивая, поддакивая, утешая. Вот так, постепенно и втерлась эта змея.
Ну, еще можно было бы увлечь обалденным секосом. Но страсти в этих отношениях нет и в помине, хотя прошло-то всего ничего.
Вот я и думаю, что там была именно слушающая, понимающая Мэри. И когда Шерлок вернулся, она опять такая же примиряющая (с виду), покровительствует их дружбе. То же строит из себя, что ей это все интересно.
Вот после свадьбы она, похоже, перестала притворяться.
11.09.2016 в 02:11

Несмотря на то что он приговорен к смерти по сути....
А, может, именно потому, что приговорен. перестал держать фасад. Но остановился, не стал говорить того, что после его смерти, может мучить Джона. "Мы не сделаем этого с Джоном Уотсоном."

А вот с Джоном все гораздо сложнее. Мы реально не видим его в 3 с - не видим его чувств (ну почти).
Да, про Джона можно только гадать. Как бы мне хотелось в его мысли или сон попасть. Хотя мы видели, что именно ему снится: Шерлок, игра, война...
11.09.2016 в 02:28

А по-моему Шерлок говорит тут не то что это Смешно, а то что имя Джона забавное. Нет?)
Не знаю, насколько Хэмиш - забавное имя для англичан. Для нас да, очень необычное. Для них, мне кажется, в нем нет ничего такого, разве что свидетельствует о шотландских корнях(?)
Если бы Шерлок находил имя Хэмиш смешным, он бы отпустил какую-нибудь шутку, когда узнал его впервые. И вряд ли он стал бы обстебывать имя Джона, тот и так весьма напрягается, когда его имя звучит.
Мне кажется, Шерлок сказал целиком на ситуацию, что она смешная (и, может быть, скучная, тривиальная). Представьте, Шерлока 1-2 сезона, раздумывающего над дизайном приглашений на свадьбу!

А Мэри со своей традиционностью! По традиции имя невесты пишут первым, жениха вторым. И в Англии так же. А у них все ни как у людей)
11.09.2016 в 02:48

Giansar
Solve_me_a_Crime, Только став его "жилеткой", мне кажется. Выслушивая, поддакивая, утешая.
Ну может быть.
Но когда Шерлок вернулся, я сомневаюсь что она осталась такой жилеткой)) Да и раньше....Не знаю ну не в характере Джона говорить о чувствах. Кому бы то ни было. Вероятно она его окручивала тем, что хвалила Шерлока (там в его блоге есть пара намеков на это) и сексом наверное...Как вы и написали. Ну вряд ли прямо уж обалденным, но регулярным и достаточно горячим наверное.
Впрочем об этом мы можем только догадываться.


А, может, именно потому, что приговорен. перестал держать фасад.

Может. Но в любом случае он там при прощании кажется даже счастлив. Когда видит как Джон улыбается, Шерлок тоже улыбается)

Хотя мы видели, что именно ему снится: Шерлок, игра, война...
Ну да, как я ощущаю Джона хотя бы по этому сну - его тянет к Шерлоку с неудержимой силой. И большая часть его усилий уходит на то, чтобы удержаться.

Не знаю, насколько Хэмиш - забавное имя для англичан. Для нас да, очень необычное. Для них, мне кажется, в нем нет ничего такого, разве что свидетельствует о шотландских корнях(?)
Ну вы в оригинале пересмотрите, если хотите конечно...С каким выражением Шерлок это говорит. Там ну никак не типа это Смешно!

И вряд ли он стал бы обстебывать имя Джона, тот и так весьма напрягается, когда его имя звучит.
Так и не обстебывает. Мэри говорит - имя традиционное, а Шерлок - что оно забавное...И говорит очень мягко, там нет стеба.

Мне кажется, Шерлок сказал целиком на ситуацию, что она смешная (и, может быть, скучная, тривиальная).

Так нет же по контексту там же об имени речь, а не о ситуации. О том что Джон не хочет свое второе имя писать.

Представьте, Шерлока 1-2 сезона, раздумывающего над дизайном приглашений на свадьбу!
Ну у Шерлока теперь есть веские причины так себя вести.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии