Solve_me_a_Crime
Продолжение. Первая часть тут. Вторая часть тут.

В первом сезоне Майкрофт, по мнению waitingforgarridebs, нанял актера для роли суперзлодея, чтобы тот увлек Шерлока чередой блестяще спланированных, но ничем не мотивированных преступлений. Отвлек от деятельности преступной организации, на которую чуть было не вышел детектив.


Как мы можем видеть, в сериале нам представляют нечто очень отличное от канона. Тем не менее, Джим нам представлен именно так, как мы привыкли читать о нем у АКД: консультирующий злодей, Наполеон криминального мира, паук в центре паутины. Именно поэтому, а еще потому что обо всем этом нам говорит сам Шерлок (как и в книге), мы уверены, в том, что перед нами нечто огромное и всесильное.

ПАУТИНА
Уже прошла добрая половина сериала, мы знаем, что нам должны были быть представлены все главные, важные для сюжета герои. Кто способен управлять преступной структурой под эгидой правительства? Такой герой в "Шерлоке" только один — Майкрофт Холмс. Интересно, Шерлок знает о подобной деятельности Майкрофта? Иногда мне кажется, что да, поэтому он так непримирим к брату. Но поверил бы он в Мориарти, если бы знал о масштабах тайной организации? Вряд ли. Шерлок мешает Майкрофту, заставляет постоянно опасаться, что тот выйдет на его след.

Упомянутая преступная организация, руководителем или одним из руководителей который, является Майкрофт, негласно патронируется правительством или секретной службой. Это так называемое необходимое зло, которое обеспечивает порядок и спокойствие государства с помощью жестких мер. Примером деятельности такой организации может быть, например, вагон-бомба на заброшенных путях под Парламентом, который в это время обсуждает антитеррористический билль. Действия Шерлока по обезвреживанию этой бомбы, привлечение полиции, освещение всего этого в прессе — несомненно, тоже часть игры. Ведь благодаря страху, который породил готовящийся наглый теракт, закон, наверняка, был принят. А что это значит? Увеличение расходов на секретные ведомства и операции, усиление контроля за гражданами внутри страны — все играет на руку MI5 и Майкрофту. И обеспечивает эффектное возвращение Шерлока, его брата, помимо всего прочего.

Таким образом, "Джим Мориарти" — это уловка, отвлекающий маневр (red herring), заодно и приманка для преступников, все ниточки паутины ведут к нему, а за ним стоит настоящий Паук, который, таким образом, оставаясь никому не известным, способен управлять всей сетью, дирижировать действиями террористов и преступников. Это и великолепное прикрытие для общественности, которая вряд ли примет "необходимое зло" от Правительства — любое преступление можно списать на деятельность неуправляемого неуловимого злодея-маньяка.

Но мир изменился со времен АКД: если раньше преступления, совершенные где-то в безлюдном переулке часто оставались нераскрытыми, то сейчас, в век развитых информационных технологий, систем CCTV — у людей появилась еще одна проблема — в наш век у нас все меньше тайн от "Большого брата". За нами постоянно ведется наблюдение и в интернете, и на улице, и в офисе, и в магазине. Контролируются банковские счета, крупные покупки — личная свобода и приватность — это действительно иллюзия. И эта тема поднимается в сериале с самого начала, когда нам так таинственно и зловеще представляют загадочного человека, который управляет камерами CCTV. Не правда ли, все мы подумали, что это и есть Мориарти? А потом — какой поворот, оказывается это всего лишь старший брат Шерлока, Майкрофт, занимающий "скромный пост в Британском Правительстве". Уф! Можно вздохнуть с облегчением — шутка, ха-ха! Конечно, он не может быть злодеем! Он так и описан у Конан Дойля. Однако, зная Моффтиссов, можно ожидать какого-то выверта в данном персонаже. И он не во внешности Майкрофта Холмса, не в его забавном спутнике — зонтике, не в его озабоченности проблемой лишнего веса. В чем же он? В том, что Майкрофт стоит за "Мориарти", в качестве реального, но тайного, главы преступной группы. Делает ли это его плохим? Абсолютного зла, как и добра, не существует, и не бывает добра без зла и наоборот, как известно. Все персонажи Шерлока отличаются серо-белой моралью — это в самом лучшем случае. В разрезе этой теории Майкрофт Холмс представлен всего лишь как очень серо-серый персонаж.

Данная теория утверждает, что — назовем условно: "Мориарти" — не человек, а группа/проект/организация, которая осуществляет все "необходимое зло", которое выгодно Правительству/секретной службе для обеспечения национальной безопасности.

Известно, что Марк Гейтисс писал сценарий "The Reichenbach Fall" одновременно со сценарием "Большой четверки" (The Big Four) по роману Агаты Кристи. Большая четверка — некая международная организация, которая внушает всем страх, плетет заговоры, но на поверку оказывается, что эта всесильная организация — лишь фикция, за которой стоит безвестный актер, желающий впечатлить женщину, о которой мечтал. Не один Моффат любит повторять свои идеи, видимо. Подробнее об этом можно прочитать у Leaves in a Pond в ее статьях "The rug-pull experiment" и About smoke and mirrirs.

Если у Гейтисса в "Большой четверке" сеть была полностью фикцией, творением одного отчаявшегося безумца, то во вселенной "Шерлока" совершенно очевидно, что такая преступная сеть существует и успешно функционирует, например, в TBB мы видели ее работу в деятельности межнациональных контрабандистов. В TEH ее стараниями ужесточена борьба с терроризмом в стране. Вот так: терроризм борется с терроризмом, прямо как в реале.

А Джим Мориарти, как фальшь-фасад, призван не только отвлекать на себя внимание Шерлока, полиции, общественности, но и служить уловкой для зрителей, которые знают из книг, что именно он — главный злодей. Очевидно, при развязке сюжета в последней серии нас и ждет выдергивание ковра из под ног — невинное развлечение Моффтиссов.

"И все бы хорошо, да что-то нехорошо." Потому что во втором сезоне мы видим, что что-то в сотрудничестве "Джима" с тайным правительственным проектом идет не так. Или нам это так преподнесли?

МАСС МЕДИА
Все, что делает Майкрофт — для интересов высшего блага, для спасения тысяч людей. Я верю, что он убежден в этом. Но от чего он их спасает? Чего мы боимся сейчас, в 21 веке? Многого, даже слишком многого. Большинство страхов эффективно разжигаются с помощью медиа — опять возвращаемся к fairy tales. Большинство людей позволяют СМИ влиять на свое мнение: “I read it in the papers, so it must be true”. Собственно, ничего не изменилось со времен Некрасова:
        Что ему книга последняя скажет,
        То на душе его сверху и ляжет...

Таким образом, контроль масс медиа, хотя бы части их, — это то, о чем должна позаботиться такая организация как "Мориарти". Разве не забавный факт, что расследование дела Ричарда Брука было возобновлено и пересмотрено именно тогда, когда Шерлоку настала пора возвращаться по мнению Майкрофта.
Можно просто исказить факты, можно заронить идею в умы — в общем, это методы все той же информационной войны. Как легко люди поверили в идею, что Шерлок — мошенник. Люди, которым он помогал, неужели и они считали его фальсификатором? В блоге Джона отписался Генри Найт — он не верил, но остальные? Два года его имя было опозорено и никто не озаботился дорогостоящим пересмотром, а тут, подишь ты... Действительно точный тайминг, иначе Шерлоку было бы чертовски трудно вернуться, т.к. его обвиняли в нешуточном преступлении — похищении детей и мошенничестве.


@музыка: D. Arnold, M. Price. Security Cameras (саунтрек "Шерлок")

@темы: BBC, John Watson, Sherlock, Sherlock Holmes, ebaeschnbliah, waitingforgarridebs, Джон Уотсон, Майкрофт, Мориарти, Шерлок, Шерлок Холмс, размышления, сезон 1, сезон 2, сезон 3, сериал