Solve_me_a_Crime
The Game is on
После столь подробного разбора каждой серии Первого сезона "Шерлока", я по-прежнему рассматриваю наш любимый сериал как сцену, подмостки, где главный герой пытается разобраться в себе, в своей душе, при помощи своего же воображения переживая различные ситуации и приключения.

Возможно, он пользуется для этого методом Активного воображения К.Г. Юнга, а, возможно, придумывает свой индивидуальный метод, который можно назвать условно "ИГРА". Он сам принимает участие в действии, вокруг него строится весь сюжет. При этом воображаемое действие всегда принимает стихийный, неожиданный для Шерлока характер. Он в восторге от Игры, потому что она таит вызов его интеллекту, она полна неожиданностей, опасностей.


Действие начинается, когда в 221б заселяются Шерлок и Джон. Актеры на сцене — он сам, Шерлок-человек, который хочет быть гением, и Джон — добро, совесть. Он персонифицирует стороны своего характера, своей души. Занавес. The Game Is On.

Думаю, он делал это и раньше, однако, с переселением в 221б и появлением в Игре Джона, олицетворяющего светлые стороны его характера, частично погребенных под гнетом комплексов и ложных убеждений: доброту, честь, совесть, твердые моральные ориентиры — все, чего не хватало Шерлоку до сих пор, вызвало начало роста личности героя. Положительное влияние Джона сказывалось вначале незаметно. Джон пока что играет роль Спасителя Шерлока. Из эпизода в эпизод он физически спасает его. Внешне Шерлок остается все тем же, отстраненным от проявлений жизни, увлеченным работой гением.

Однако, зло, до появления Джона дремавшее в глубинах сознания Шерлока, заметило появление положительного героя в Игре, оценило опасность его влияния на Шерлока и активизировалось. И сразу же Внешнее проявление Зла — Мориарти вступает в Игру, как "тайный поклонник детектива". Неожиданно для самого Шерлока. Он и не подозревает, что на дне его души живет его Враг, который хочет поработить его, который всю жизнь отравлял его сознание, внушая, что он может стать еще лучше, если откажется от эмоций, человечности. Станет выше понятий добра и зла. Станет, как Эвер.

Самолюбование, нарциссизм, эгоизм, безэмоциональность, азартность, скука, нетерпимость, любовь к риску, суицидальность, нравственная черствость, наркомания, отстраненность от других и пр. — все это проявления постоянного негативного влияния на Шерлока глубинного, забытого им, демона-Эвер.

Однако, Шерлок пока что не подозревает об этом демоне, который погребен на дне. Он увлечен Мориарти, демоном, который вылез на поверхность и вступил в Игру, как только в его жизни появился Джон. Мориарти, в рамках подтекста следует рассматривать, как олицетворение Зла, негативных качеств Шерлока. Шерлок узнает в нем отражение собственных качеств, но не понимает, как опасна Игра с таким врагом. Он пока что не хочет понять его природу, откуда он взялся, почему вдруг появился, в 1 сезоне Шерлок хочет только играть. Он нашел достойного соперника, ему важно победить, чтобы доказать, что он умнее. Естественно, подобные побуждения и наслаждение игрой, ради игры, делают его лишь игрушкой в руках Врага. Он легко становится жертвой злодеев, и если бы не Джон, который всякий раз спасал его, он целиком и полностью попал бы под влияние Темной стороны. Стал бы таким же, как Мориарти.

Несколько важных этапов можно отметить в 1-ом сезоне, которые повлияли на Шерлока, как личность, спровоцировали или замедлили его рост его личности ("+" положительное действие / "-" отрицательное действие):
"+" Джон спасает Шерлока от кэбби. Шерлок впервые осознал, что Джон может защитить его, что он подходящий партнер для Игры.
"-" Шерлок стремится стать машиной для разгадывания преступлений, для повышения эффективности, надо отказаться от эмоций и человечности.
"-" Шерлок увлечен игрой с Мориарти, он воспринимает его как равного соперника, и стремится доказать, что умнее, но, в результате, лишь попадает во власть Мориарти в бассейне.
"+" попытка Джона спасти Шерлока в бассейне, привела к существенному усилению позиций добра и света в душе Шерлока. Укреплению их дружбы.

Мориарти вынужден был отступить. Затем Зло принимает решение уничтожить друзей, так как дальнейшее влияние Джона, грозит самому существованию Темной стороны. Однако, уничтожить Шерлока зло не может, потому что и само погибнет.
На физическом уровне — это пистолет Шерлока, направленный на взрывчатку. В момент, когда Мориарти угрожает смертью Джону и Шерлоку, он сам становится их же заложником. Взрыв уничтожит все — и добро, и зло. Зло вынуждено было отступить. При видимом преимуществе и поддержке группы снайперов — Мориарти все-таки проиграл Шерлоку, которого поддерживает Джон.

В конце повисает странная пауза. И тогда в Игру вступает новый игрок. Начинается новый сезон.


Отношения Шерлока и Джона
На поверхностном уровне в первом сезоне — это были отношения двух соседей, снимающих вместе квартиру. Их личные, не касающиеся расследований, отношения сводятся к следующему:
В ASiP — смотрят квартиру, поверхностное знакомство, тот минимум, который сообщают люди, знакомясь. Шерлок узнает намного больше, а вот Джон — ничего практически. Обедают в ресторане.
В TBB — Джон ходит в магазин, на работу, Шерлок делает царапины на мебели. Шерлок предлагает выйти подышать воздухом, но у Джона планы поинтересней. Они пьют чай/кофе вместе, Джон ест.
В TGG — рутина их отношений вне расследований сводилась к тому, что есть в холодильнике, есть ли молоко. Джон недоволен головой в холодильнике, но не против ее. Шерлок не доволен записью о себе в блоге Джона, он говорит о своем мозге, как о жестком диске. В TGG он смотрит ТВ, но это опять-таки игра, он отдален от Джона и выжидает, притворяясь, что увлечен шоу, чтобы не вызвать подозрений, чтобы Джон спокойно ушел.

И это абсолютно оправдано, потому что Шерлок в 1-ом сезоне, начиная с TBB: неприступный, холодный, безэмоциональный. Он не интересуется ничем, кроме расследований. Он постоянно погружен в Работу. Не человек — автомат, нацеленный на эффективное решение задач. Победить, решить загадку раньше, доказать, что он самый умный, блеснуть. Темного в Шерлоке 1го сезона больше, чем светлого.


В конце "Большой игры" (TGG) в Шерлоке произошел важный качественный перелом. Поступок Джона в бассейне, который из последних сил попытался спасти Шерлока, не позволил Мориарти торжествовать. Но после небольшого таймаута, Мориарти появляется вновь и заявляет, что не может отпустить Шерлока, что убьет его, так как не может ему позволить продолжать. Что продолжать? Соваться к нему.
На поверхностном уровне — все странно, т.к. это Джим суется к Шерлоку, вовлекая его в игру, а не наоборот.
На уровне же подтекста — в жизни Шерлока появляется Джон и начинается подвижка ГГ к добру, на которое зло тут же отвечает попытками погубить Шерлока. Темной стороне вовсе не нужно, чтобы Шерлок поддавался эмоциям, пускал в свою жизнь свет, дружбу, добро. Зло в 1 сезоне хочет, чтобы Шерлок оставил свои пока еще бессознательные попытки разобраться в своей душе. Продолжал называть себя социопатом и вести себя соответственно. Вот откуда это страшное: "Если не прекратишь соваться, я тебя сожгу, я тебе сердце выжгу!"

Если до этого Шерлок и Джон были просто партнерами по раскрытию преступлений, после бассейна они стали друзьями. И функции Джона во втором сезоне меняются. Он уже не защитник, спаситель, он друг.

postedit.gifего

@темы: сериал, сезон 1, размышления, разбор по сериям, Шерлок Холмс, Шерлок, Мориарти, Майкрофт, Джон Уотсон, The Great Game (TGG), Sherlock Holmes, Sherlock, John Watson, Eurus, BBC