Solve_me_a_Crime
Продолжение. Часть 1 и часть 2

--------------------------------
Прежде чем переходить непосредственно к разбору эпизода, стоит сформулировать собственные впечатления о черновом сценарии TRF. В целом, сценарий более откровенен, менее хитрозакручен, почти лишен броманса, концовка не оставляет простора для воображения.

Для понимания сериала очень важно знание и принятие того, что Шерлок не пережил Падения. Хотя это очень-очень грустно, конечно, но не смертельно, так как погиб только аватар, воплощение Шерлока. Смерть главного героя (ГГ) в середине сериала, а после — его возрождение, безусловно, лишают нас иллюзий, что это реализм. Подтекст тут вырывается на поверхность сюжета, тесно сплетаясь с ним.

Игра разума
С самого первого просмотра сериала "Шерлок" возникает неясное чувство. При всей кажущейся логичности и стройности событий, при близком рассмотрении их логика рассыпается, они теряют смысл и это ставит в тупик. Наверное, поэтому сериал так цепляет. Противоречия вызывают желание разобраться, в чем же дело. Все оказывается не так, как на первый взгляд. Во всем чувствуется глубина, подтекст. Все абсолютно нереально, нелогично и фантастично. Абсурдность нарастает от сезона к сезону.

В моем понимании, теория символов и, как ее развитие, теория Эвер, дают ясное толкование: то, что нам показывают — прихотливая игра гениального Разума. Воображаемая ситуация не обязана быть реалистичной или хотя бы логичной. Все: и предметы, и персонажи, и ситуации служат одной цели — создавать среду, которая поможет ГГ разобраться в собственной душе. Согласно работам К.Г. Юнга, это долгий сложный процесс, требующий полной самоотдачи, он не каждому по плечу. Все же, думается, Шерлоку Холмсу, гению дедукции, он по силам. Все служит одной цели: герой с помощью моделирования ситуаций и действий персонажей старается разобраться в собственной душе, добиться в ней согласия и гармонии, добраться до истоков разлада. Шерлок — такая же персонификация, как Джон, м-с Хадсон или Мориарти; он может погибнуть, воскреснуть или переродиться, как любой другой персонаж, лишь бы это послужило целям, которые преследует в своих исканиях Шерлок-индивид.


Возвращаясь непосредственно к The Reichenbach Fall, замечу, что эпизод получился в целом, намного интереснее, чем первоначально планировался, особенно это касается финальной сцены на крыше. По-настоящему сильная и драматическая сцена. При этом ситуация с ключ-кодом, киллерами и снайперами запутана до безобразия. Киллер, охотящийся за кодом для международного преступного синдиката, и он же — снайпер Мориарти, целящийся в Джона, — это сигнал нарастания абсурда. Причем абсурда, намеренного со стороны авторов. Зачем? Думаю, единственная цель — намекнуть зрителю, что не стоит воспринимать происходящее буквально, как реальность.

Подробный разбор по сценам я опишу в части 4, а сейчас обрисую общую структуру эпизода.


TRF, как драматическое произведение
Если рассматривать TRF, как череду драматических событий, выстроится вполне классическая схема литературного произведения.

📽 1. Вначале, как полагается, экспозиция или исходное событие. Все начальные сценки объединены одной темой. Шерлок — герой Рейхенбаха. И это входные данные. Все участники церемоний относятся к награждению с видимым пиететом, однако, в душе не одобряют ни Шерлока, ни его поведения. Таким образом, исходное событие готовит нас к общему осуждению, к обструкции, которой подвергнется Шерлок по ходу сюжета. Тема общего недоброжелательства, неодобрения личности ГГ со стороны СМИ и публики, стоит очень остро в эпизоде. У героев разное отношение к прессе. Джон обеспокоен усилением внимания прессы, Шерлок демонстративно равнодушен и полон отвращения к писакам, а Мориарти пишет свою "волшебную сказку" при помощи газетчиков.

📽 2. Завязка или Основное событие. Мориарти вламывается в Тауэр и Шерлока привлекают как свидетеля. Эта тема широко обсуждается в прессе.

📽 3. Далее череда событий: конфликт постепенно нагнетается.
Суд и скандальное выступление Шерлока.
Противостояние Шерлока и Мориарти в 221б.
Поиск похищенных детей.

📽 4. Центральное событие. Компания Мориарти против Шерлока достигает пика:
Девочка кричит при виде Шерлока, его начинают подозревать — это та самая точка невозврата, от которой события катятся вниз и переломить ход Игры уже невозможно.

📽 5. События неудержимо катятся к развязке:
Арест и, как следствие, побег.
Откровения Рича Брука.

📽 6. Финальное событие. Прыжок Шерлока, как единственно возможный выход для разрешения основного конфликта.

📽 7. Главное событие. Шерлок жив, несмотря на дурную молву и смерть. Авторы говорят с нами через речь Джона на кладбище.
см. схему
В принципе, нам представлена традиционная для мировой литературы тема становления Героя, его возвеличивания, падения, гибели и, наконец, воскрешения.

Итак, последовательный разбор событий выявил основную мысль авторов, то, что они пытались сказать этим эпизодом: независимо от того, как повернется молва, пресса, козни неприятеля, Шерлок будет жить, будет героем и самым человечным человеком.


Чтобы сделать разбор по событиям менее загруженным, рассмотрю некоторые темы и проблемы TRF здесь:

Общественное мнение
Тема прессы и общественного мнения, как гибких инструментов влияния, является одной из главных тем сериала. В "Рейхенбахском падении" она заявлена особенно остро. Средства масс-медиа представлены как некий зловещий механизм, которым пользуется во зло Мориарти (а за ним любой: Магнуссен, К.Смит), чтобы осуществлять темные замыслы, прикрываясь фальшивым именем или личиной.

Шерлок популярен, потому что раскрыл несколько громких дел, он становится знаменитым. Селебрити — разве это не хорошо? Многие стремятся к подобной славе. Не Шерлок, конечно. Зато у него теперь не будет застоя в делах, не будет периодов скуки. Почему Уотсон в начале так беспокоится о повышенном внимании прессы к своему гениальному, но странному другу? Он ведь в ASiB так гордился блогом и тем, что тот рейтинговый. Гордился, что они теперь известны и клиенты идут к Шерлоку. Но теперь о блоге вообще не упоминают. Джон, как блогер, отходит на второй план, становится лишь "тихим" спутником Ботаника. Ситуация выходит из-под его контроля. Что беспокоит Джона, почему он рекомендует другу сидеть пока тихо? Доктор явно боится прессы, знает ее силу. Чувствует явное или скрытое недоброжелательство. Это витает в воздухе и поведение Шерлока, конечно, добавляет масла в огонь, но не из-за него может грянуть беда. Главное: люди не любят чувствовать себя идиотами, они не понимают гения. Он творит какое-то волшебство, находит убедительные улики, будто из воздуха. Обыватели не любят того, чего не понимают. Джон чувствует, что лимит доверия публики к чудесам не безграничен. Хотя, конечно, не знает, что за всем этим стоит их главный Враг, он опасается лишь тех сотен людей, которых бесил Шерлок.

Гений-Шерлок блистательно решал загадки и это снискало ему славу великого детектива. Блог привлекал клиентов и это было плюсом. Добрая слава росла и формировалось, в том числе и стараниями Джона, во многом благодаря его блогу. И тут Джим решил повернуть славу против Шерлока. Таким образом, продолжается игра Джима против Джона. Мориарти поворачивает орудие Джона — общественное мнение — его детище, против него же. Темная сторона дьявольски хитра.

В официальных церемониях, которые мы видим в начале TRF, ясно чувствуются негатив, официозность, фальшь. И усиленное недоброжелательное внимание прессы, которое разбирает каждое движение, дает клички. Джон понимает, как важно мнение прессы. Оно формирует общественное мнение. Он старается не давать Шерлоку проявлять своей "неподражаемой индивидуальности", иначе им придется познакомиться с другой стороной славы.

Создатели сериала пошли в разрез с каноном АКД, в котором доброе имя Шерлока Холмса не ставилось под сомнение никогда. В сериале мы видим прямо противоположное. И это основная идея "Шерлока" — приведение личности Шерлока Холмса в соответствие с Легендой о знаменитом сыщике. На фоне этой идеи и происходит конфликт Темной и Светлой стороны. Кто одержит верх, было понятно с первого эпизода, так как появился Джон, но Зло не сдавало позиций 4 сезона.

Примирившись с Темной стороной, с Эвер, Шерлок лишил нас надежд на продолжение сериала. По крайней мере в том виде, в каком он существовал все эти годы. Если решат снять еще, это будет уже новый Шерлок, другой, близкий к канону АКД. По всей видимости, это Моффатам не очень интересно.

Репутация ГГ представляет собой гибкий инструмент, манипулируя которым можно управлять событиями. И Мориарти знает, как это делать, использует на 100%. Он утверждает, что сам создал славу детектива, а потом разрушил ее. Для симметрии. Ряд последовательных и почти одновременных ударов: выступление в суде, подозрения в киднеппинге, арест, статья Китти. Подобный образ действий — использование масс-медиа для достижения целей — Шерлок сам будет применять впоследствии неоднократно. Он делает это в 3 сезоне: возвращается героем, выходит к прессе в образе (в шляпе), но в HLV рушит репутацию, он — наркоман, герой скандала, потому что ему нужно, чтобы к нему относились не серьезно, как к забулдыге-наркоману. Он повторяет тоже и в TLD.

Что это может значить? Разберемся со временем. Но одно ясно уже сейчас: это Темный Шерлок, находящийся под влиянием Темной стороны, потому что ни зло, ни характер его влияния на жизнь Шерлока не изменились с гибелью Джима.


Мориарти в 221б
Настал черед злодею-Джиму посетить квартиру Шерлока. Все злодеи рано или поздно приходят туда. Зачем он пришел и почему все, в.т.ч. Джон, знали, что он направится туда прямо из зала суда? Возможно, это дань фильму с Бэзилом Ретбоуном, откуда стибрена эта идея. :)

В разборе THoB был сделан вывод, что Шерлок проник в некие Темные глубины, где он — нежеланный гость. База Баскервилль явно зловещее место, укрепленное, отгороженное от остального мира. Там проводятся бесчеловечные исследования на благо не науки и мира, а войны. Ученые там беспринципны и циничны, иногда и просто преступны (Фрэнкленд). База может олицетворять место, где обитает теневая сторона Шерлока — Эвер. Возможно, это некая виртуальная лаборатория Темной части разума Шерлока. И вот туда Шерлок сунулся со своим расследованием, причем это было неожиданно даже для Майкрофта (Логика). И в TRF Темная сторона начинает ответные действия, ведь Шерлок ступил на запретную территорию. Недаром Майкрофту пришлось отпустить Мориарти именно после событий Баскервилля.

Шерлока предупреждали, но он не собирался слушать.

ШЕРЛОК: Так как ты собираешься это сделать?... (дует на свой чай) ... Сжечь меня?
ДЖИМ (мягко): О, это проблема — финальная (последняя, а лучше: смертельная) проблема. Ты уже додумался, что это такое?
(Шерлок отпивает глоток чая и смотрит поверх чашки на собеседника)
ДЖИМ: Что такое финальная проблема? (улыбается поверх своей чашки) Я говорил тебе... но слушал ли ты?

В серии напустили туману. Что еще за финальная проблема? Откуда она взялась (кроме канона)? Что Джим уже говорил? И когда? Конечно, в "Большой игре"(TGG), знаменитое: "Не перестанешь соваться, я тебя сожгу, я тебе сердце выжгу!"

В сценарии, однако, все было намного понятнее и это больше гармонирует с содержанием их диалога (с чего вдруг Шерлоку в самом начале разговора спрашивать, как Джим его сожжет? У него фантазия отказала или им не о чем поговорить?) Кусочек их беседы из черновика, который выкинули, чтобы сделать разговор более туманным и расплывчатым:

ДЖИМ: Я предупреждал тебя. В бассейне.
ШЕРЛОК: Я помню.
ДЖИМ: Я сказал, что найду тебя. Если ты попытаешься вмешиваться. Если ты когда-нибудь попытаешься остановить меня.
ШЕРЛОК: "Сожжешь меня". Думаю, таковы были твои слова.

И потом уже идет вопрос Шерлока, как именно он намерен это осуществить.

Итак, время настало, Шерлок вмешался. Я думаю, речь тут именно о "Баскервилле", о продолжающихся попытках Шерлока понять самого себя, вольная или невольная, но отчаянная борьба со злом внутри себя. Пока речь не идет о том, чтобы выявить, почему он стал таким, отыскать корни зла в своей душе.

Традиционно считается, что под "соваться" Джим имеет в виду удачные дела в начале эпизода, в т.ч. найденный "Рейхенбах". Таков сюжет на поверхности, но из сценария совершенно понятно, что речь вовсе не об этом. Все эти дела, всю эту шумиху устроил сам Джим, он прямо заявляет об этом, и он же сделал из Шерлока "героя Рейхенбаха". Все для того, чтобы Шерлоку было больнее падать. Именно поэтому Джон так встревожен вниманием прессы. А вот Джим, напротив, весьма доволен прессой: “В газете написали, значит, это правда ”. Общественное признание — часть плана Мориарти, а за этим следует Разоблачение, Позор и Падение в прямом и переносном смысле. I owe you a fall, Sherlock. I. Owe. You.


Личность Шерлока
Нам известно, что Шерлок никакой ни социопат. Он часто действует под влиянием своей Темной стороны, но в целом компас его действий строго направлен на Добро.

Однако, он находится во власти заблуждений, навязанных Злом (возможно с детства), что он никто без Злодея. Это слова Мориарти, однако, нет сомнений, что таковы мысли самого Шерлока. Это огромное заблуждение. Помимо Мориарти, то же утверждают Китти и Донован, которые стали орудием Темной стороны в Игре. Возможно, это комплекс, порожденный Темной стороной. Такой же, как отстранение от эмоций, ведь в TRF Шерлок намеренно отстраняет Джона от борьбы.
Шерлоку 1-2 сезонов мало просто ловить преступников, он должен бороться с криминальным гением, как минимум равным себе по интеллекту. Это должна быть эпическая, смертельная схватка, в лучшем вкусе греческой трагедии. Это лечится… падением.

3-й эпизод 2 сезона — "Рейхенбахское падение" во многом повторяет 3-й эпизод 1 сезона — "Большую игру". Та же игра, организованная злым гением, та же встреча героя с антагонистом в финале. При этом отношение ГГ к этой Игре кардинально изменилось. Возможно, он с момента ареста Мориарти знает, что это будет смертельная схватка. В эпизоде это чувство обреченности Шерлока усиленно сценой с Молли в лаборатории.

Самоубийство Шерлока — символический акт очищения, перехода к новой стадии. Акт самопожертвования, ради спасения друзей. Свидетельство его развития, личностного роста.


Молли и Шерлок
Молли — это персонификация любви Шерлока, всей, которая ему дана от природы. Любви в широком смысле, в том числе и к себе самому. Вот такая у Шерлока любовь: социально неловкая, робкая, даже забитая (пардон, шерлолли), нерешительная и не ожидающая ответа. Она не считается. Так было всегда. Как серая мышка ютится где-то в самом дальнем уголке его души.

Почему именно Молли (а не Джон) поняла, что Шерлок предчувствует смерть? Потому что она — Любовь и чувствует, что в ней он будет нуждаться в самые темные часы своей жизни. Что дает нам Любовь в широком смысле? Она дает Утешение. Именно за утешением приходит Шерлок к Молли поздно вечером, накануне роковой встречи с Мориарти.

ШЕРЛОК (смотрит в сторону): Ты ошибалась.
(Молли, подпрыгнув, резко оборачивается на голос)
ШЕРЛОК: Ты считаешься. Ты всегда считалась и я всегда доверял тебе. (смотрит на нее) Но ты права. Я не в порядке.
МОЛЛИ (быстро <я бы сказала, слишком быстро> и экспрессивно): Скажи мне, в чем проблема.
ШЕРЛОК (медленно подходит): Молли, я думаю, я собираюсь умереть. (пардон за корявый перевод, но важна дословность)
МОЛЛИ: Что тебе нужно? (дословно: в чем ты нуждаешься? - разница все-таки есть)
ШЕРЛОК (все еще приближаясь): Если бы я оказался не тем, кем ты думаешь я являюсь. Не тем, кем я думаю, я являюсь. Хотела бы ты по прежнему помочь мне? (он подходит совсем близко)
МОЛЛИ: Что тебе нужно?
(Он подходит еще ближе, слезы на глазах.)
ШЕРЛОК: Ты.

Сцену эту обычно обходят недоуменным молчанием, потому что она не вписывается ни в канон, ни в джонлок, ни в канву сериала, и довольно OOC для самого Шерлока 1-2 сезонов. Одним шерлолли она потрафила. Действительно, зачем Шерлоку идти к Молли? Конечно, он беглец и может спрятаться у нее, ведь понял, что его обложили со всех сторон. Это логично. Но с чего он так сорвался, при этом бросив Джона посреди улицы? Почему не взял его с собой?
Джон направился к Майкрофту, но Шерлок уже знает, что брат ему тут не поможет (он сказал это еще во время бегства), так что разлучаться с Джоном нужно было лишь для тет-а-тета с Молли.

Почему эта сцена снята именно таким образом? Ведь Шерлок мог с высокомерным видом заявиться и потребовать у Молли убежища и она бы не отказала, это не вызывает сомнений. Зачем Шерлоку эти слова, это покаянное выражение?
Что делает Шерлок в этой сцене? Он приближается, медленно и плавно к Молли, почти нависает над ней. На его глазах слезы, он явно страдает. Что делает Молли? Вначале пугается, а затем полна желания помочь. Горячо и сразу готова сделать все, что ему нужно. И в ответ раздается: нужна ты. Зрители ждут, что это разъяснится в следующей сцене, в финале, в следующей серии. Чего же он хотел от нее? Но объяснений нет. Так как сцена уже содержала разрешение. В этот страшный час Шерлоку нужна Молли, а Молли есть Любовь. Любовь дает утешение в минуты растерянности и сомнений. В минуты отчаяния. Ибо Шерлок в отчаянии после очередной встречи с многоликим Джимом.

Думаю, эта сцена нас загодя готовит к другой сцене: к объятиям с Эвер в конце TFP. Только любовь и смирение примиряют Шерлока с самим собой, в конце концов.

Когда мы видим Шерлока в следующий раз, он уже совсем другой. Собранный и жесткий, готовый бороться до конца, он ломает голову над кодом Мориарти. И еще. Он не хочет умирать, надеется выиграть этот бой, заставить Джима отступить. Лихорадочно ищет выход. И в этом заслуга Молли.


Дружба в жизни Шерлока
В черновом сценарии четко выведена линия близких друзей Шерлока. Любимых друзей. Джон, м-с Хадсон и Лейстрад. В окончательном варианте TRF абсолютно не понятно, откуда Джим взял, что Лейстрад — настолько близкий друг Шерлока. Из двух сезонов совсем не видно этой дружбы. Более того, в THoB Шерлок действительно раздосадован появлением "Грэга", даже имени его не знает. В черновике все объясняет милая сценка с участием 3-х друзей Шерлока, где детектив признается, как они дороги и любимы им. Вероятно, ее исключили в угоду "бромансу", однако, из сцены на крыше друзей не выбросили, что позволяет всерьез рассматривать эту линию.

В той же сцене Шерлок признает, что фигню с высокофункциональным социопатом он вычитал в книжке (ничего не выкидывают Моффтиссы, все в дело!) Эту часть, к сожалению, нельзя принять во внимание, т.к. Джон в дальнейшем продолжает рассматривать Шерлока, как социопата. Хотя зрителям кристально ясно, что Шерлок никакой не социопат, он чувствует и переживает, как и все остальные. В этом заключается противоречие, которое будет копиться и, как я сейчас полагаю, выльется в избиение в морге, а разрешится примирением, после которого Джон обретет абсолютную веру в человечность Шерлока.


Паук
Мориарти назван Пауком в каноне, там он действительно был центром, от которого сетью расходилась цепь преступных элементов. Не одно крупное преступление, будь то убийство или грабеж, не обходились без его участия. Это была в полном смысле этого слова организация, с казначеем, с зарплатными ведомостями, с пронырливыми шестерками. Беспрецедентная по масштабам и размаху шайка, главой которого был профессор.
Что мы видели в сериале? На суде Шерлок называет Мориарти Пауком, и Джим понимающе и тонко улыбается. Так ли это? Мы не видели никого из его подручных. На скамье подсудимых — он один. Никаких соучастников, в то время, как в книге, попались многие члены шайки (конечно, не все), но не он. Возможно ли, что Паук действовал во главе организации и никого не арестовали по подозрению в связях с ним? Так паук ли он в действительности или нас вводят в заблуждение намеренно? Голем, из "Большой игры", вроде как может работать на Мориарти, но тому нет доказательств, к тому же он не в банде, просто наемник.

А теперь перейдем к сцене, где Шерлок искал похищенных детей. Лейстрад в шоке от задачи отыскать детей по таким скудным данным, как 5 элементов. А вот Шерлок нет! Он дает задание своей сети бездомных. Его сеть быстрее полиции и легче относится к вознаграждению. Показывают полицейских: Андерсон, Донован, Лейстрад. Что они делают в этой сцене? Они не бьются в запарке над списками старых кондитерских фабрик, сидят и демонстративно не смотрят на Шерлока, который, конечно, рисуется своим превосходством. Наверное, должно означать беспомощность полиции. Или ее неприязнь к тому, кого они называют любителем, и кто регулярно утирает им нос. И как по мановению волшебной палочки в нужный детективу момент начинают приходить фото со всех концов Лондона и окрестностей. Сеть и в самом деле работает превосходно. Четко, слажено. Так кто тут на самом деле Паук? Вот почему Мориарти улыбается так насмешливо, он прямое зеркало Шерлока в сцене суда, не случайно они оказываются в соседних камерах.


Поиск похищенных детей
Шерлок изучает образец, взятый в интернате, но что он делает на самом деле? Он размышляет о словах Джима IOU. На самом деле он постоянно думает о Мориарти, еще раньше, язвительно напоминает Молли про ее бойфренда.

Шерлоку присылают с десяток фотографий старых кирпичных фабрик, он перелистывает их. Это все не то. А вот фото цветка рододендрона вдруг привлекает его внимание.
"Джон, — Шерлок показывает фото. Доктор (в нужный момент, на нужном месте) согласно кивает, словно ему тоже все понятно, — рододендрон понтийский".
Но это просто фото цветка. О чем оно говорит??? Это к вопросу о том, какой "четкий" детективный сюжет мы имеем в "Шерлоке". Там есть куст рододендрона))) Как интересно! Зелень (vegetation) — это обязательно рододендрон? Что на это указывало? Нам не показали. Нет объяснения и в сценарии.
Вот тут легенда о якобы ядовитом меде, полученным из пыльцы рододендрона, что неплохо подходит нашему "пчелолюбу" Шерлоку. Другая символика? Это растение с ядовитой листвой. Намек на отравление детей?

Но место все еще не найдено. Шерлок быстренько шурует по ментальной карте: где же найдутся все 5 элементов? Ага, Эддлстоун. А, так он знает каждый куст рододендрона в Англии? Ню-ню!


Майкрофт и его роль
Если рассматривать роль Майкрофта буквально, вспоминается известная фраза: "Что это? Глупость или измена?" Особенно в черновом сценарии: он, как говорится, просто сел в лужу с этим липовым кодом.

Понимание приходит на уровне подтекста, когда разбираешь действие за действием. Что он способен сделать, что он на самом деле знает обо всей ситуации? Он знает и может ровно столько, сколько сам Шерлок, т.е ничего. Бессильный укротить зло, а также самого Шерлока. Он лишь персонификация логики. А логика — вещь необходимая и Темной стороне. Так что он — между двух огней.

Этот персонаж часто использует странные механизмы для инициации общения с Джоном — телефонный автомат в ASiP, банкомат в TRF. Это впечатляет и отдает театральщиной, которая так по вкусу Шерлоку. Ему не по вкусу разговаривать или обращаться напрямую.

Ни о какой роли Майкрофта в планировании и подготовке Прыжка не может быть и речи. Это очень ясно показано в черновом сценарии (и ясно дано понять в TRF) — братья в тот период между собой не общались. Вообще никак. Ни лично, ни по телефону. А главное, Шерлок действительно не предполагал, что придется прыгать или умирать, он шел на встречу в уверенности, что удастся договориться при помощи кода-ключа. В черновике он выбрал башню по сказке братьев Гримм "Рапунцель", подражая Мориарти. Ну, а в серии — крышу Бартса — а где еще безлюдно поблизости от места, где он скрывался?

Возможно, фраза Майкрофта из черновика: «Мир не может себе позволить иметь Джима Мориарти», сообщает нам, что Джим должен быть уничтожен любой ценой. Игра зашла в тупик. В то же время, он отлично понимает, чем это обернется для Шерлока. Он готов к такой жертве, в отличие от Джона, которого ждет шок от гибели друга.

Майкрофт верит в существование суперкода, потому что сам Шерлок верит в код. Все то же самое, что и в истории с Редбердом (Майкрофт утверждал, что это пропавшая собака, но ведь это совсем не собака. Вряд ли реальный брат мог не знать, что Редберд не собака, а друг). Майкрофт всегда знает только то, о чем знает или догадывается сам Шерлок. И его возможности не превышают возможностей Шерлока. Это не реальный персонаж, а персонификация, воплощение чего-то вроде Логики, Разумности, Здравого смысла Шерлока. И это “что-то” — явно за бортом в этом эпизоде.


Прыжок
Из черновика сценария кристально ясно, что Шерлок не мог выжить и не выжил. Собственно, и в серии мы видим то же самое, если обойдемся без додумываний и измышлений. Это говорит о многом.

Игра со Злом теперь не доставляет ГГ наслаждения (какое отличие от TGG). Только Мориарти — персонификация той жути, что скрывается в глубинах памяти Шерлока и отравляет ему жизнь — продолжает свои дьявольские игры. Впрочем, это игры только по форме, Темная сторона заявляет о себе открыто и дерзко, не просто бросает вызов, Зло ведет в Игре. Шерлок проигрывает и вынужден отступать, однако, в конце ему удается сравнять счет. Но цена слишком высока.

Шерлок в 1-3 сезонах, TAB и TST ассоциирует Зло только с Мориарти, в этом его ошибка. Он пока не подозревает, что Джим — лишь накипь, воплощение безумия, скуки, бездушия, которые с давних пор гнездятся в его собственной душе. Все то, что активно проявлялось в его жизни с самой ранней юности, заставляя сторониться людей, пытаться подавлять эмоции, принимать наркотики. То, что Мориарти покончил с собой, не означает конец всего этого. Погибает лишь персонификация зла. Само зло никуда не делось и будет продолжать Игру в том же стиле, что и Джим.

Почему Джим кончает с собой? Надобность в его персонификации отпала. Когда он понадобится снова, его призовут. В будущем он материализуется на каждом ТВ-экране страны или в Шерринфорде, в комнатке с мягкими стенами или в наркотическом сне. А пока — он сыграл свою роль, но не выполнил главной задачи. Задача была превратить Шерлока в послушное орудие зла, сделать влияние Эвер на жизнь детектива абсолютным. Джим — это змей-искуситель для гения. Посмотри, Шерлок: я не стеснен никакими рамками, я свободен, творю, что хочу, и никто мне не ровня! Но сквозь весь этот пафос мы видим лишь одинокого жалкого безумного человека, который тяготиться серой скукой своего существования.

И в момент, когда Шерлок сдается и говорит Джиму: “Я — это ты”, тот соглашается: “Да, ты — это я”, а потом убивает себя. Миссия Мориарти провалена. Почему? Сейчас, когда детектив, казалось бы, падает на самое дно, уравнивая себя с Джимом, готовый стать таким же безумным и беспринципным, он возноситься над собой прежним, потому что делает это не ради своих интересов (ради работы, чтобы стать еще более великим гением и пр.), а ради друзей, чтобы спасти их. Это уже новый Шерлок и ему тесно в рамках старой личности, потому Шерлок умирает и вновь возрождается, чтобы пройти вначале некую инициацию (то, что мы видим в начале следующего эпизода) и стать уже другим Шерлоком.

Повторюсь: на все сомнения относительно того "как выжил Шерлок", черновой сценарий, как и сам эпизод, дает недвусмысленный и откровенный ответ: тот, кто прыгал с крыши, без сомнения, не выжил. И тем не менее, Шерлок вдруг жив-здоров, наблюдает за Джоном у своей собственной могилы. Вменяемо объяснить подобное с точки зрения реализма невозможно. Потому Моффтиссы даже и не пытались этого делать. Наоборот, постебались от души над "бредовыми" фанатскими теориями, которых за два года хиатуса между 2 и 3 сезонами родилось великое множество. «Объяснение» у Андерсона, представленное как истинное, также не выдерживает никакой критики.

Падение — поворотный момент, game changer масштаба всего сериала. Это масштабное событие, тот поворот, после которого Игра меняется. Слова Шерлока из HLV: "Игра никогда не кончается... Приходят новые игроки". Это то, что мы увидели в начале 3 сезона, на сцене новые игроки. Новый Джон. Новый Шерлок. И Мэри. И все они вновь будут представлять нам разные стороны характера прекрасного человека по имени Шерлок Холмс.


Продолжение здесь.


@темы: сериал, сезон 2, размышления, разбор по сериям, Шерлок Холмс, Шерлок, Мориарти, Майкрофт, Джон Уотсон, The Reichenbach Fall (TRF), Sherlock Holmes, Sherlock, John Watson, Eurus, BBC