Solve_me_a_Crime
Продолжение. Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6.
--------------------------------------------------
СЦЕНА: Джон вновь в 221б

📽ИСХОДНОЕ событие: Шерлок и его родители.
Шерлок думает о деле. Ведет себя так, словно родителей не существует.

Шерлок сидит, закрыв глаза, явно раздраженный необходимостью отвлекаться на посторонние вещи — родителей. Он пытается сосредоточиться на расследовании, не обращает внимания на их болтовню и проходит через комнату, без церемоний залезает на диван.

Родители Холмса
Они странные. Они непонятные. Скорей всего, их не существует. У меня все. Да, несомненно, они символизируют Шерлока и Джона, гармоничное партнерство близких по духу гения и обычного человека. Партнерству, которому не страшны ни время, ни сторонние влияния (вспомним роман Папули, о котором написано в сценарии Гейтисса к TGG).

📽ОСНОВНОЕ событие: Джон приходит в 221б. Шерлок выпроваживает родителей.

В монотонном журчании Мамули вдруг звучит фраза, которая привлекла внимание Шерлока:
МАМУЛЯ (задирая голову, т.к. Шерлок стоит на диване): ...Но никого не пускали в Парламент, (Шерлок впервые поворачивается к ней), там какие-то важные дебаты.

Парламент — это слово связано с государственностью, а последняя неразрывна для Шерлока с Майкрофтом и логикой. Это слово-триггер, которое побуждает мозг Шерлока увидеть какие-то связи в деле, которым он занят. И точно на этой фразе в 221б входит Джон. Шерлок оглядывается на дверь, видит Джона, и тут же начинает силой выпроваживать родителей.

Если мы отвлечемся от сюжета и реплик персонажей, и посмотрим на их действия (а только так и нужно поступать, чтобы понять смысл любой сцены), увидим, что посторонние мысли, возможно, детские воспоминания мешали Шерлоку думать о деле. Мы чувствуем его дискомфорт и раздражение. Они болтали и бормотали в его голове, он не мог сосредоточится, хотя пытался не обращать на них никакого внимания. Однако, вдруг звучит слово "Парламент", и Шерлок вдруг встрепенулся, и тут же появляется Джон. И детективу удается (не без усилий) избавится от посторонних мыслей (возможно, сантиментов) и сосредоточится на деле. Вот так это работает, тут подтекст пересекается с сюжетом.

Джон в гостиной 221б
Осматривается с улыбкой. Шерлок вернулся и во всем это ощущается. Комната больше не выглядит пыльным склепом, полным воспоминаний и сожалений. Комната полна жизни и света. Джон усаживается в свое кресло. Все отлично. Все неприятности позади.

А между тем, нам долго так показывают Шерлока, отраженного в зеркале над камином (как в TRF). И в отражении он опять один.
Yes

В глазах у Шерлока слезы, он рад видеть Джона, без него ему очень плохо, но в отражении он один.

Джон задает правильные вопросы:
ДЖОН (серьезно и прямо смотрит на Шерлока, стоящего у стола): Про прошлую ночь. Кто это сделал? И почему целью был я?
ШЕРЛОК: Я не знаю.
ДЖОН: Мог ли кто-нибудь пытаться добраться до тебя через меня? ...

<Ежу понятно, что да! Вспомним хотя бы те СМСки, что приходили, пока Шерлок с Мэри добирались до Джона.>

ДЖОН: ... Что-нибудь общее с террористами, о которых ты говорил?
ШЕРЛОК: Я не знаю, я не вижу связи. Это слишком туманно. ...


📽ЦЕНТРАЛЬНОЕ событие: Шерлок сообщает Джону подробности дела с пропавшим вагоном.
Шерлок говорит, что агент отдал жизнь за то, что для Шерлока очевидно (подпольные террористы, а какая же еще может быть террористическая ячейка — официальная, что ли?) и перед его мысленным взором возникает дежавю, как сыпалась пыль с потолка в том подземелье, где был обнаружен скелет.
МОЛЛИ: Поезда?
ШЕРЛОК: Поезда.
На половину лица Шерлока набежала тень:
Yes

По его реакции кажется, что до него дошло, наступило просветление, но нет, пока нет. Почему Шерлок такой непонятливый??? Он находится в Лондоне, где метро называется Underground, в чем сложность того, чтобы соотнести слова underground terrorist cell с названием метрополитена? Это мог сделать кто угодно, уж Майкрофт тем более. И все-таки нам показывают, как Шерлок бьется над этой загадкой и не может решить ее. Все у него туманно. Потому что дело тут вовсе не в сюжете. Шерлок решает гораздо более серьезные шарады, не вставая с кресла, он не нарочно тупит. Создатели акцентируют наше внимание на подтексте, на непонятности Подземелья-подсознания (underground) для Шерлока. На важности того, что ему необходимо понять, увидеть то, что находится у него в подсознании. Но разгадка уже близко.

5 агентов-маркеров ведут себя совершенно нормально, но вот шестой — суперподозрительно. Лорд Моран — пэр Королевства, министр по вопросам развития заморских территорий, шпионит на Северную Корею с 1996. Даже Джон его узнал. Оказывается, и Шерлок все-таки его узнал во время дедукций на лестнице.
В сценарии Моран шпионил на Сев.Корею аж с 1976 г., что очень забавно, ведь ему лет 40 в эпизоде.

Шерлок показывает Джону запись с поездом. Пассажир исчез и один выгон исчез.

ШЕРЛОК: Что-то, что-то, что-то, что я пропустил... Что-то смотрит прямо мне в лицо.

Тут Шерлоку приходят на телефон фотографии Морана, который выходит из метро "Вестминстер" (что вообще подозрительно для министра и пэра, на российских министров это совсем не похоже). Крыса вышла из норы.
Джон ударяется в перечисление террористических организаций (что блестяще пародируется в TAB). Но его перебивает голос Шерлока. Увидев, как Моран выходит из Подземки, Шерлок наконец понимает значение слова Underground!

📽ФИНАЛЬНОЕ событие: Говард сообщает, что существует заброшенная станция Суматра-роуд. Шерлок говорит, что она как раз под Парламентом.

Суматра-роуд
Название "Суматра-роуд" — несомненно дань АКД. Название этого острова несколько раз встречается в его произведениях. Как оно может быть связано с каким-либо слоем контента? Никак. Оно просто связано с сюжетом. Напрямую. Как известно, есть в одном из рассказов АКД (The Adventure of the Sussex Vampire) упоминание:
“— Матильда Бригс, друг мой Уотсон, отнюдь не имя молоденькой девушки, — проговорил Холмс задумчиво. — Так назывался корабль. В истории с ним немалую роль сыграла гигантская крыса, обитающая на Суматре. Но еще не пришло время поведать миру те события...”
Гигантская крыса — это лорд Моран, сам Шерлок называет его “Big rat”. Он спрятал свою адскую машину на станции Суматра-роуд. Вот и вся связь.

Если принять юнгианское толкование Подземки как подсознания, получим, что в его глубинах находится некая область, которая была неизвестна нашему герою. Эта область очень важна, но кто-то сумел пробраться туда без ведома героя и задумал заложить туда бомбу. "БУМ!" (©TGG). Также куда-то пропал вагон — а значит, каким-то образом изменяются мысли ГГ.

📽ГЛАВНОЕ событие: Шерлок и Джон отправляются спасать Парламент.
Друзья снова вместе и устремляются на поиски страшной угрозы. Джона не пришлось уговаривать принять участие в приключении, и можно сделать вывод, что без него ничего бы не было: Шерлок все так же напрасно пытался бы сосредоточится и не мог.

----------------------------------------
Продолжение здесь.


@темы: сериал, сезон 3, размышления, разбор по сериям, Шерлок Холмс, Шерлок, Джон Уотсон, The Empty Hearse (TEH), Sherlock Holmes, Sherlock, John Watson, Eurus, BBC