Это, конечно, не совсем первые впечатления, т.к. я уже 3 раза посмотрела это чудо. Наверное, еще раз 50 посмотрю, может, тогда примирюсь.
Напишу чисто свое имхо, т.е. скромное и честное мнение о 4-м сезоне британского сериала "Sherlock" BBC и эпизоде "The Final Problem" на сегодняшний день.


Мне очень понравился четвертый сезон в плане раскрытия характера и образа Шерлока. Камбербэтч прекрасен в этой роли и смотрится очень органично, как и в предыдущих сезонах. Шерлок остался Шерлоком и это уже замечательно само по себе!

Вероятно, нам предстоит долгое переосмысление всего сериала в свете 4-го сезона, в некоторых сценах явно заложено многое для анализа и сравнений. Но поделюсь первым впечатлением. С точки зрения широкой аудитории, это неплохой такой триллер, хоть и крайне низкобюджетный. Они не замечают того, что скребет по больному нам. И кушают, что дают, как того и ждут создатели. Но как должны чувствовать себя люди, которые еще в третьем сезоне почувствовали, что Шерлок, как Алиса, проваливается в какую-то кроличью нору, где происходят странные необъяснимые вещи, и, в отличие от читателей Кэррола, мы не можем даже сослаться на сон. Постомодернизм тоже должен опираться на реальность, пусть свою собственную, искаженную. Иначе у нас жанр поменяется на фантастику, чего не хотелось бы. Указанный период времени, начиная с ранения Шерлока, выпадает из стиля повествования всего сериала, из вселенной этого сериала. Но ни авторам, ни казуалам до этого никакого дела. Почему же мы должны париться?

Я, конечно, все понимаю, арка главного героя должна быть завершена. И она завершена. В основном, только она и завершена. Из гения, холодного и отстраненного, он становится сопереживающим и чувствительным человеком. Хорошим человеком, оставаясь гениальным детективом. Надеюсь, он не перестал при этом быть Козлом, т.к. в этом его фирменном "козлизме" — добрая часть шарма бибисишного Шерлока. В принципе, Шерлок всегда был хорошим человеком, просто его заставили отбросить маску отстраненного, холодного социопата, под которой он прятался много лет.

Четвертый сезон, на мой взгляд, постулирует, что главный герой у нас один, и это Шерлок. Именно Шерлок, а не Шерлок и Джон. Джон рисуется лишь вспомогательным инструментом в плане раскрытия его образа. Ну хорошо, главным вспомогательным инструментом. И в этом качестве он идет наравне с остальными героями: Майкрофтом, Молли, Лейстрадом. Конечно, занимает больше экранного времени, но он в рамках повествования, и это стало понятно лишь в последней серии, за что особое спасибо авторам *сарказм*, он такой же инструмент "воспитания героя" как те же Мориарти и Эвр. Отношения с ним, дружба с ним помогают Шерлоку развиваться в правильном направлении, он как трость для слепого. Но самостоятельного значения, без Шерлока, этот герой не имеет. Вот так я это вижу сейчас.

Нам дали некие намеки на появление личной жизни у Шерлока. Эвр по первым нотам поняла, что у Шерлока недавно был секс. Тема осталась нераскрытой. Это, и намеки на Адлер и Молли, скорее все-таки Молли, чем Ирэн, на мой взгляд, чистое позорище для авторов, которые твердили, что вдохновлялись фильмом Билли Уайлдера "Частная жизнь Шерлока Холмса". То, на что решился Уальдер в 1970 году — показать откровенно влюбленного Шерлока Холмса, не решились авторы в 2017г. Его отношения с Джоном показаны в TFP именно дружескими, подчеркнуто братскими, а не романтическими. Не надо нам Еротики, покажите романтическую сторону жизни Шерлока. Разве это не важно для личности? Он же не стариком показан! В конце концов, напрасно что ли он открыл свое сердце для эмоций?

Однако, некоторые считают, что Джон и Шерлок уже живут вместе, как семья, Шерлок считает его семьей еще в начале эпизода и поэтому —> джонлок форевер. Так? Конечно, у каждого свои взгляды, но мне кажется, дорогие, что не так. Если так, то это спойлер 130-летней давности: произведения Конан Дойля оставляют такую же амбивалентность в отношениях друзей, как и сериал. Были ли любовниками Холмс и Уотсон? Может и были, а может, не были. Любовники ли сериальные Шерлок и Джон? Может быть, а может быть, нет. Что изменилось за 130 лет??? Да, ничего, похоже.

Да, Шерлок и Джон команда. Джон Шерлоку даже ближе брата, они родные люди, половинки одного целого. Да, в серии они действуют в полном согласии. Джон, замечу, отбросил свою обычную язвительность в отношении Шерлока, но сохранил ее в отношении Майкрофта. И это замечательно. Но нам показали кольцо на его пальце. Нас учили, что в сериале нет совпадений. Нам сказали, то, что показали. Думаю, порядочный человек не стал бы носить кольцо, надетое покойной женой, вступая в другие отношения. Или кольцо должны были как-то объяснить, в таком случае. Ведь Джон именно порядочный человек. Так нам его представляли. Он все еще живет у себя в доме, где жил с Мэри. Нет свидетельств, что он переехал на Бейкер-стрит. Да и места в 221б для ребенка просто нет. То, что он помогал обустраиваться Шерлоку, — странно было бы, если бы не помогал.

Так что, по моему мнению, вопрос с романтикой в жизни Шерлока-2017 остался открытым. Если будет продолжение, чую, подгонят ему какую-нибудь дамочку. А почему бы не взять на ее роль С.Хантер, поклонники примут это на ура! ))) Это я сейчас издеваюсь, не обращайте внимания, тьфу-тьфу! А Джону Мэри вернут для комплектности, ее смерть все равно была ненастоящей.

Но основная моя претензия к 4-му сезону не джонлок, а полное отсутствие реализма и реалистичности. В 1-3 сезонах мы стояли ногами на твердой земле. В основном. Если были какие-то притягивания и растяжения истины и логики, они были обоснованы. Или мы, исходя из контекста, рано или поздно обнаруживали, что это логически или сюжетно обосновано. Объяснения того, что было необъяснимо или лишено смысла в предыдущих сезонах, мы ждали от 4-го сезона. И не дождались. Хотя нам обещали ответы. И это огромное разочарование... И дело совсем не в том, что не подтвердились все эти теории, которые мы обсуждали. Все оказалось слишком просто, вот в чем дело... Надеюсь, это только сейчас так выглядит, а потом фандом найдет умное толкование тому, что кажется теперь плохим и ленивым сценарием.

Нам говорили, что 4-й сезон о расплате за поступки в прошлом, о последствиях. В отношении Мэри, если брать ее неполную, неубедительную и кривобокую арку, это сыграло. И только.
В отношении Шерлока — это лишь громкие слова. Еще бы чувака с THT, который вещает анонсы утробным басом, взяли на озвучку своих рекламных слоганов. Ничто из того, что он делал в прошлом не говорило об Эвр, никак ее не задевало. Может быть, он стал закрытым и несчастным человеком из-за поступка Эвр в детстве, но это не расплата и не возмездие. Это детская травма. Отсюда его наркомания, вероятно. И лишь Майкрофт периодически говорил ему о Редберде, что теперь, когда мы знаем, кто такой Редберд в действительности, кажется просто необоснованной жестокостью по отношению к брату, т.к. каждый раз, хотя это переключало эмоции Шерлока, это было как эмоциональный удар. Более того, старший Холмс рассказывал об этой травме его врагам. Да, Майкрофт показал себя молодцом под дулом пистолета Шерлока, но, признаться по-хорошему, пулю он заслужил. Честно. Вообще, Майкрофт представляется теперь, с учетом 4-го сезона, поразительно бесполезным и беспомощным снобом, который только и делает, что подставляет брата. Вот так раскрылся этот персонаж. Ну, хотя бы перед лицом смерти не сплоховал. Наверное, он слишком высокомерен для того, чтобы скулить, как Мэри. И то хорошо. Хотя персонаж он симпатичный и хочется его бесконечно оправдывать.

Джон. Ну, эту песню я уже пела. Так как ничто не указывает, что теория EMP верна, и мы видим сон, вызванный наркотиками... Вернее не так, все на это указывает, но мы так и не проснулись, а значит, все — реальность. Жестокая и беспощадная.
Поэтому будем реалистами. Джон любит Мэри. Любил. Как-то. По своему. В глубине души. На большее он, вероятно, не способен. Потому и женился на ней. Нам эту любовь не показали, может, потому что любовь и романтика — не главное в этом сериале. Он действительно решил попробывать начать все с нового листа, после того, как выяснилось, кто она и что она сделала. Убила лучшего друга. Может, он не простил, но он, определенно, решил двигаться с ней дальше. Верно и то, что он так и не вернулся с войны. И его тянет к рисковым, роковым людям. Сам он вожаком стать не способен, как-то так. Ему нужен герой, а он будет его спутником. Если героя нет, нет и Джона Уотсона, он тонет в депрессии, у него нет сил жить без героя и без адреналина. Вот таким мне представляется этот герой в свете 4-го сезона без романтической шелухи и притягиваний.

Помимо всего прочего, мы должны сожрать версию о хирургии, принять все нелепицы, сюжетные дыры и несообразности с логикой конца HLV и всего 4-го сезона. Пересмотреть образ Мэри, как героини, с ее хирургией главгерою, принять, что вообще-то она — хорошая. Почувствовать симпатию к этому персонажу, хотя то, как она представлена кинематографически в 4-ом сезоне — краше в гроб кладут — орёт, что тут что-то не так. Ну, или жалость к ней начать испытывать... Как это переварить? Не представляю... Но без этого нельзя принять эту реальность.

Я считаю, что арка Мориарти запуталась окончательно. Все-таки он существовал на самом деле, весь такой... хм, артистичный. И был до чертиков заинтересован Шерлоком и безо всякой Эвр. Ее роль во всем этом вызывает большие сомнения и вопросы. И не отвечает ни на один из открытых вопросов прошлого. Если бы мы "спали", я бы сказала, что ее не существует, что она — некая часть сознания Шерлока, как девочка в самолете была частью сознания самой Эвр. И это было бы очень интересно. А так... мне она показалась совершенно лишней в сюжете, особенно при конце. Как сказал Шерлок «Is this a new person? I’m against new people.» И он прав, наш умничка-детектив, не должно быть новых лиц, да еще и таких крупных злодеев, в конце последнего сезона. Это дешевый ход, легкий прием.
Она стояла за всем, как круто! Только это все так необъяснимо и не логично. Потому мозг готов взорваться...
Конечно, при помощи тайной злодейки-сестры они раскупорили то, что Шерлок когда-то закрыл в своей душе. Ее роль в этом важна и его великодушие огромно и прекрасно. Но разве нельзя было обойтись без сестры, без этого достаточно избитого штампа мексиканских сериалов? Ну, почитали бы фанфики, что ли? А то, они их не читали! То же, только с меньшими затратами, мог бы и Джон сотворить с Шерлоком, открыть окна его души... Нет? Судя по всему, нет, раз Джон у нас любил Мэри и Шерлоку он всего лишь лучший друг.

Ребенок... он тоже реальный. И не могу выразить, как меня это не радует и разочаровывает... Нам дают понять, что ребенок приносит позитив и радость в жизнь друзей, и бла бла бла... Ясно. Да. Пэрентлок, как мило... Но лично мне, ясно также, что один Джон не справляется с крошкой, и отягощать друзей заботами о своем потомстве на самом деле не особо принято. У него серьезные проблемы, он — отец-одиночка. Потому рано или поздно, но он найдет ребенку мать, а себе жену. Что вполне укладывается в ту картину, которую представили нам в конце TFP. Или, как я уже упоминала, Мэри вернется живая-невредимая с того света. Вот такие перспективы у истории Шерлока Холмса и Джона Уотсона мне рисуются после завершения четвертого сезона.