По мнению gosherlocked, короткий разговор, состоявшийся между Джоном и Мэри в Марокко, говорит о чувствах Джона к жене даже больше, чем весь его виртуальный СМС-роман с Е.

Мэри: Мне всегда нравилось имя "Мэри".
Джон: (улыбаясь) Да, мне тоже. (Его улыбка гаснет и он отворачивается) Нравилось. (он встает и отходит).


Совершенно ясно, что Джон говорит тут не только об имени. Этим он подводит итог, который заставляет его задуматься о своем браке. О том, что ему Мэри больше даже не нравится. И Мэри, как женщина неглупая, видит это. Видит, что она не нужна Джону. Речь идет уже о развале их брака. Этот их разговор на диване, который прервался, был не попыткой исправить отношения, а констатацией, что с их браком все не так. Естественно, она осознает, что в развале их брака виноваты они оба. Но свою вину она ощущает острее, это делает ее глубоко несчастной.

Я считаю, что эта сцена действительно очень важна. До Марокко Мэри пустилась в бега, спасая свою жизнь, при первом же признаке опасности, которой грозил ей AJ. Она ценила свою жизнь достаточно сильно, надеялась вернуться к Джону и Роузи, разобравшись с прошлым. Строила планы. После возвращения, она бросается на пулю, которая предназначалась Шерлоку. Для женщины, которая недавно строила планы спокойной жизни, цеплялась за жизнь, это довольно странный поступок. Ей было бы проще оттолкнуть Шерлока в сторону, она же тренированный агент — у нее должны быть молниеносные реакции.

Но она выбрала броситься под пулю. Почему? Это было самоубийство. Она выбрала самоубийство. И все эти DVD — это ее предсмертные записки. Она знала, что должна умереть.

Возможно, я думаю о Мэри лучше, чем она того заслуживает, и уж точно лучше, чем думает о ней gosherlocked, которая считает, что DVD Мэри и ее самоубийство — ее месть друзьям, попытка увлечь на смертельный путь, рассорить навсегда. Как у Л.Н.Толстого в "Анне Корениной" — "она опять с наслаждением стала думать о том, как он будет мучаться, раскаиваться и любить ее память, когда уже будет поздно." Но я так не думаю, это к тому же противоречит финальному нарративу Мэри. Если бы ее роль была столь зловещей, ее бы не выбрали рассказчиком оптимистической концовки. Почему тогда у нас Мориарти не рассказчик?

Я думаю, Мэри видела, что брак с ней привел Джона к моральному кризису. Он всегда старался жить в соответствии со своим моральным кодексом, и жил в относительном мире с собой, пока не случалось в его жизни катастрофы: ранение и увольнение из армии, гибель Шерлока в TRF. После каждой такой катастрофы Джон терял почву под ногами, скатывался в пучину отчаяния. И только появление какого-то особого человека в его жизни спасало его от полной гибели, возможно, от суицида. После армейской отставки — это был Шерлок. После Рейхенбаха — Мэри. Об этом он сам говорит нам в TSoT.

Приняв обратно Мэри в HLV, Джон пошел против своих принципов. Для чего он это сделал? Тут нам остается гадать... Может, это не важно. Важно другое. Простил ли он ее ложь? Нет. Думаю, не простил и за выстрел в Шерлока. Доверял ли он Мэри теперь? Совершенно точно, нет. Любовь его, какая уж там она была, такого испытания не выдержала. Джон Уотсон оказался заложником своих же моральных принципов. Он не доверял до конца Шерлоку, он не верил Мэри. Он оказался выбитым из колеи, жизнь его покатилась под откос, медленно, но верно. Схватился за первую попавшуюся возможность, чтобы изменить Мэри. Что это? Его жизнь сама превратилась в ложь. Мог ли он жить в лжи? Долго бы это продлилось до взрыва?

Думаю, Мэри видела его метания, ощущала, что он несчастен, а после встречи в Марокко поняла, что ее присутствие в жизни Джона наносит ему непоправимый вред. Оно ядовито, отравляет его. Отсюда выход для нее — самоубийство. Единственный благородный поступок Мэри. Не для себя, а для Джона. За это она заслужила право быть нарратором в конце.

Она знала, что Джон, конечно же, обвинит во всем себя после ее смерти. Будет на грани. Как мы видели, тут Джон даже превзошел ее ожидания — в своем отчаянии, обвинил во всем Шерлока. Хотя, конечно, мы понимаем, что при этом он вполне сознавал свою вину. Ведь главная причина гибели Мэри не в том, что Шерлок не смог защитить ее, а в том, что Джон не смог вернуть ей свои любовь и доверие. Но она не просчиталась — единственным человеком, который может спасти Джона, является Шерлок.

UPD 22/02/17
fiftysevvenacademics указывает на то, что в "Безобразной невесте" наша Мэри очень настойчиво сравнивается с Невестой — причем, не с любой из множества невест, которые мелькают в серии, а именно с Эмилией Риколетти:
- У Эмилии был неверный муж, который разлюбил ее.
- Эмилия была неизлечимо больна. Мы не знаем, о болезнях Мэри, потому уместно предположить, что ее прошлое, таящее угрозы, — делает ее "не надолго в этом мире".
- Эмилия названа "мертвой женщиной, бродящей по Земле", и Мэри так назвал AJ.
- Эмилия, создав легенду о Невесте-мстительнице, была убита. Это был сознательный суицид. Ну, и Мэри, выходит, поступила также.
- Обе отдали свою жизнь ради высокого идеала. Эмилия — мстила жестокому обманщику, Мэри — чтобы продолжалась безо всяких помех легенда о Шерлоке Холмсе и докторе Уотсоне.