Сцена в Чертогах разума Шерлока в "Знаке трех" достаточно сложная и неоднозначная, ее значение легко недооценить, так как порой нам (или только мне) свойственно отбрасывать все непонятное и выбивающееся из сюжета. Мне нравится теория "Courtroom Women & Mayfly Men" автор Heimish the ideal husband, она компилирует то, что сделали LSiT и Deducing bbc Sherlock и добавляет много интересного.
Чтобы решить проблему Человека-однодневки, Шерлок обращается к своим Чертогам разума (ЧР или МP). Там, в большом круглом зале заседаний/суда, собрались девушки, из которых Шерлок отобрал четырех. Позднее к ним присоединилась пятая: уже знакомая нам Тесса. Теперь их пять.
Что это за девушки? И почему их пять? Гейл-садовник, Шарлотт-повар, Робин-охранник, Вики-прислуга и Тесса-медсестра.
Согласно теории LSiT, все эти девушки — есть отражения разносторонней личности Джона, его зеркала. Действительно, Джону Уотсону свойственны и созидательность, и домовитость, и бережливость. У него есть потребность охранять, лечить людей. А Вики, так непохожая на других, это — сексуальность Джона. Решая проблему Человека-однодневки, Шерлок открывает для себя истинные мотивы Джона, его отношение к нему, понимает, наконец, что Джон был все это время увлечен им. Откуда это взяли: да просто Джон — отражение Человека-однодневки, человека, который хотел развлекаться с девушками, чтобы отвлечься от семейной рутины (как сам Джон написал в блоге). Осознав сию истину относительно Человека-однодневки, Шерлок проецирует ситуацию на Джона.
Полный разбор всей сцены сделала и неподражаемая deducingbbcsherlock. Она указывает, что три девушки в зале, похожи друг на друга и на Тессу, и только Вики — особенная. Флиртующая, провокационная манера поведения, невысокая блондинка с круглым лицом и это, собственно, воплощение Джона, его зеркало.
Но heimishtheidealhusband предлагает, наряду с вышеизложенными идеями, взглянуть на девушек под другим, очень интересным углом.
Эти девушки были отобраны Шерлоком не случайно. Они олицетворяют пятерых дев (включая Мэри), с которыми встречался Джон на протяжении всех сезонов. Мы знаем врача Сару (на нее похожа Тесса — медсестра, которая ходила с друзьями на расследование, совсем как Сара в TBB), Джанетт — скучная учительница (ею может быть Шарлотт, имя рифмуется, одежда в таком же стиле и, да, скучноватая особа), также имеются сведения о некой девице с пятнами(?) и еще одной, с носом, — это могут быть Гейл и Робин.
Ну и наша звезда Мэри — особенная девушка Джона. Почему особенная? — с ней дошло дело до венца. Кто особенный из девушек в зале? — Вики. Вики наиболее похожа внешне на Мэри — пергидролевая блондинка, слишком яркий макияж, одетая в красное, отличающаяся смелостью, шаловливостью и непредсказуемостью. Ее не пугают люди в масках, не смущают мертвецы и их дома, идеальное свидание — ого! подземная тюрьма *звук кнута* в пещере на Первом канале
При этом Вики одна предъявила большой список, каким она видит идеального мужчину — требовательна к партнеру. Он должен не кичится своей мужественностью, не соревноваться с другими мужчинами. Т.е. при всех отчаянных повадках этой девицы, мы видим, что ей не нужен пышущий тестостероном мачо. Вот и Мэри такой не нужен. Мы видели мягкого Дэвида — вот ее тип. Ей нужен кто-то, кто будет подчиняться ей, как более умной и ловкой. Закрывать глаза на отлучки из дома, не будет препятствовать им. Джон, не тот человек, которым можно так крутить. Он может позволить собой командовать (например, Шерлоку), но до определенной степени. Но им можно манипулировать. Например, давя на чувство вины, что он не привнес любовь и страсть в их отношения, что он увлечен, занят другим человеком. Джон как раз тот тип, которого нечистая в этом отношении совесть, заставит уступать во всем манипуляторше. Итак, семейные отношения Уотсонов построены, с одной стороны, на чувстве превосходства и манипуляциях и на чувстве вины за неспособность любить, благодарности за поддержку и желании скрыть свою истинную сексуальность, с другой. Крепкий фундамент, нечего сказать!
И, главное, парфюм Вики — отличается от духов других девушек. И этот акцент не случаен, конечно. Ее сексуальность и игривость — такая показная и провокационная — в глазах Шерлока может служить олицетворением текущих интимных отношений между Джоном и Мэри.
Далее, Шерлок просит девушек описать мужчину-однодневку: "он был очаровательный", "он слушал", "он был милым", "У него были милые... манеры". Тут в мысли Шерлока врывается Джон, причем не реальный, а из Чертогов (MP!Джон), прерывая Вики, напоминает Шерлоку, что еда остыла, будто не хочет, чтобы Вики окончила фразу. Может, он думал, что Вики скажет что-то другое, не "манеры"? Джон довольно скрытен в интимной сфере, не хочет, чтобы Шерлок знал подробности его сексуальных отношений с Мэри. Где-то в глубинах подсознания Шерлока живет мысль, что Джон не хочет, чтобы некие аспекты его сексуальности стали известны Шерлоку.
Однако, Шерлок продолжает. Таким рисовался Человек-однодневка девушкам. Проецируя это на Джона, мы видим, каким Джона видит Шерлок. Это для Шерлока он и милый, и слушающий. А для его реальных подруг, и Мэри, думаю, не исключение, он не был таким, потому что главным его приоритетом всегда был и остается Шерлок. Вспомним, Джанетт с ее собакой, которой не было.
Описывают мужчину девушки по разному. У Вики опять неожиданная реплика: "не знаю, как выглядел: он носил маску". Маска — что это в проекции на Джона? Усы? Гетеронормативность и ее идеалы? Из этого Шерлок мог сделать вывод, что Мэри не знала, что представляет собой Джон, когда встретилась с ним, ведь речь о первом свидании. Но к моменту этой сцены, она, безусловно, знает секрет Джона.
Итак, Человек-однодневка назывался именами умерших, имена которых брал из некрологов. Пользовался их квартирами, пока они свободны. Все девушки в шоке, им противно. Кроме Вики — Clever! (Ловкач!) Мораль, по которой живет Вики, очевидно, гласит: цель оправдывает средства. Любые средства. И это очень похоже на Мэри, но Шерлок осознает это слишком поздно, к сожалению. Вики не заботит, что она была в доме умершего. Как Гнус сказал про Мэри: "столько мертвых людей..." И Мэри спокойно живет с этим, совесть киллера-фрилансера спит. Если Джона мучают кошмары, зовущие его на войну и в то же время, ужасающие его, то Мэри спит, как ангел. Вот почему она такой страшный человек. Интересно, что если рассматривать Вики из Чертогов Разума как сущность Мэри в сознании Шерлока, то мы не видим раскаявшегося киллера-фрилансера, мы видим довольную собой особу, которая взирает на всех свысока, живет в соответствии со своей моралью, достаточно далекой от того, что мы называем общепринятой. Поэтому трудно представить ее бедной, волею злой судьбы заблудшей на путь киллерства овечкой, раскаявшейся и начавшей новую жизнь с чистого листа. Второй шанс — его еще нужно заслужить.
Вдруг появляется Тесса, и мы видим, как она взбешена, что ее обманул, использовал Человек-однодневка. Остальные девушки не так бурно реагируют. Может, так реагировала Сара, когда полетела в Новую Зеландию с Джоном и там выяснилось, что она его нисколько не интересует?
"Никто не хочет жить в доме покойника (Вики пожимает плачами). Он крадет их идентификации, их дома." Тут появляется Джон: "Но только на одну ночь. Потом он уходит." (Джон и его идея "one night stand") "Он не призрак, Джон, он однодневка. Живет только день." Почему это так важно?
У всех девушек есть секрет, все они это отрицают и тут же уходят.
Что это за секрет? Это единственное, что связывает их, общее для них всех. Что связывает всех бывших подруг Джона? То, что все отношения Джона заканчивались одинаково: "Я не буду соревноваться за твое внимание с Шерлоком Холмсом!" Т.е. отношения заканчивались из-за того, что Джон был увлечен Шерлоком. Но чувства Джона никуда не делись, почему же Мэри — выходит за Джона, почему ее не отпугнуло то, что отпугивало всех?
Vicky и тут, подмигивает: "sorry sexy, some secrets have to stay secret." О, Джим!
Несмотря на то, что она знает секрет Джона, у Мэри есть причина, по которой она держится за Джона. Ах, Шерлок, почему ты не задумался, что это за причина? А-а, тут снова появляется MP!Джон с очевидным предположением, что этот однодневка, просто хотел отдохнуть таким образом от семейной жизни. Джон тоже знает свой секрет и не хочет, чтобы Шерлок узнал его. Но почему? Он борется со своей натурой за свою гетеронормальность, за то, что считает правильным, здоровым. Иметь жену, детей, дом в пригороде — это нормально, правильно. Не здорово питать нежные чувства к своему лучшему другу-мужчине, который даже не подозревает об этих чувствах и которому никакие чувства и сантименты не нужны. Он, безусловно, разрывается на части между желанием и потребностью в Шерлоке и тем, что, как он думает, нужно каждому человеку — некие буржуазные идеалы, внушенные ему, очевидно, в детстве. Еще он боится остаться один, быть никому не нужным. Нуждается ли Шерлок в нем? Джон не знает, что и думать, его друг на его глазах покончил с собой, позволив два года оплакивать себя, потом вдруг явился! Джон, кроме того, уверен, если не в социопатии Шерлока, то в ненужности ему сантиментов. А вот Мэри, наверняка дала понять и не раз, что Джон ей нужен. И возможно, она искренне в это верит. И это страшно, потому что, если Джон вообразит, что он действительно ей нужен, чувство ответственности может перевесить любовь и он останется с ней.
Любопытно, как Шерлок ведет себя с Вики. Ему она подсознательно не нравится. Она кривит лицо, становясь достаточно некрасивой, кто у нас еще так делает?
Мы можем сделать вывод, что Мэри ему подсознательно не нравится, он старается быть с ней милым, но только чтобы не потерять Джона. Ему явно не по душе ужимки и сексуальные намеки Вики, он закатывает глаза, как всегда, когда речь идет о чем-то очень скучном. Также он вел себя с Ирэн. И Ирэн, и Мэри имеют общую черту: это женщины с очень сомнительной моралью, которые завладели вниманием Шерлока/Джона, и, в результате, явились причиной того, что отношения друзей перешли на качественно новый уровень. Ревность Джона к Ирэн, ее откровения, заставили Джона признать, что все его внимание поглощено Шерлоком, но он так и не смог произнести слова любви — свадьба Джона и Мэри, события HLV: осознание Шерлоком его собственных чувств к Джону, признание в платонической любви, готовность принести себя в жертву ради счастья друга.
Важно отметить, что Вики явно считает себя выше Шерлока. Она смотрит с немалой долей превосходства и снисходительности. Ну, совсем как Мэри. Мэри терпит Шерлока, пока он ей нужен для осуществления ее планов или задания.
Тесса желает на прощание: "Счастливой свадьбы!" Невинная фраза, но тон саркастический. Мы видим, как она изменилась. На Бейкер-стрит пришла скромная, тихая женщина, вызывающая сочувствие, явно невинная жертва негодяя. Подставная личность, злой умысел. Тесса/Сара в Чертогах разума — открыто выражает эмоции, она злится, полна загадок. А в конце она улыбается даже как-то издевательски. У нее есть основания радоваться, что она к этой свадьбе не имеет отношения, ведь ей известен секрет Джона. Вообще, секрет Джона знают все, теперь это секрет Полишинеля.
В ответ на замечание Джона об Однодневке как об очередном женатике, ищущем приключения, Шерлок в своей речи, говорит то же самое об удушающей скуке и тусклых, серых буднях брака. Именно так Шерлок видит этот брак и именно это получит Джон после свадьбы. Тут наш потрясающий шафер замечает, что его занесло немного не туда и он сворачивает: тост за молодых.
И в заключение этой части, я хочу обратить внимание на Мэри в этой сцене — она так счастливо смеется! Будто и нет ничего у нее на совести, прошлое не грозит ей смертью или тюрьмой, и она уверена, что этот брак будет счастливым. Конечно, это деланный смех, она это счастье изображает, она же не идиотка, чтобы не понимать, что Джон ее не любит, Магс только что прислал ей зловещую телеграмму... Но какие же у нее железобетонные нервы! Бррр! Опять-таки, сначала смотрит на гостей, возможно, проверяя, какое впечатление производит, и только потом на Джона.
Пост получается крайне длинным, часть 2 здесь.