Моё ИМХО относительно второго протагониста британского телесериала "Шерлок" Джона Уотсона. Очень много букв, но что поделаешь, такая уж это тема — краткостью не обойдешься.
Роль Джона Уотсона в сериале трудно переоценить. Он — тот единственный якорь в бурном, полном бед и риска мире, удерживающий Шерлока Холмса от гибельного срыва. И в то же время, Джон сам нуждается в своем неуравновешенном, но блестящем и опасном друге. И не только потому, что Шерлок обеспечивает ему постоянные головокружительные и смертельно опасные приключения. Они, как половинки одного целого, идеально подошли друг к другу, хотя это, казалось бы, невероятно, настолько они разные. Но для того, чтобы обрести счастье и любовь (или хотя бы надежду на них) друзьям суждено испытать на себе всевозможные удары судьбы. Единственный способ устоять под ее ударами — держаться вместе.
Вопрос, ответа на который лично я жду от предстоящего сезона, позволят ли нам снова увидеть истинные чувства Джона Уотсона к Шерлоку Холмсу. Желательно, не при таких же обстоятельствах, как в конце TRF. Да и тогда он сказал многое, но не все.

Друг и блогер Шерлока Холмса.
Про прошлое Джона Уотсона мы знаем также немного, как и про прошлое Шерлока. Мы не знаем даже точно сколько ему лет. Он выглядит старше Шерлока лет на пять (просто такова разница в возрасте между актерами). Узнаем его полное имя — Джон Хэмиш Уотсон.
Родители умерли, есть сестра, алкоголичка, с ней Джон не ладит. Мы не видели ее пока, знаем, что она лесбиянка и ее бывшую жену зовут Клара. Несмотря на разногласия, Джон не бросает отношения с ней, периодически с ней встречаясь. Джон очень верный человек, с твердыми моральными принципами. Он не бросает отношений, если взял на себя ответственность. Преданность — главная его черта.
Вот еще один важный аспект его личности: Джон не только врач, но и солдат. Он — тренированный стрелок и рука его тверда, когда нужно стрелять, никакого перемежающегося тремора. Война, опасность — это "темная сторона" доктора Уотсона из сериала, значительная часть его характера. Однако, правильные моральные ориентиры не дали Джону избрать, например, путь преступника, как некоторые боевики, не нашедшие себя на "гражданке". Джон Уотсон воюет на светлой стороне.
Джон имеет высокую медицинскую квалификацию. Учился медицине в Бартсе вместе с Майком Стамфордом (да благословят его пухлые щеки боги вселенной "Шерлока"!). Хороший врач, он не искал теплого местечка в Лондоне, а стал военным врачом и бы отправлен в Афганистан, где провел 3 года. Там он, похоже, нашел свою нишу и был вполне доволен жизнью, хотя ад войны навсегда наложил отпечаток на его жизнь. Но военная служба окончилась тяжелым ранением, отставкой, мизерной военной пенсией и посещениями психотерапевта. И первое, что мы видим в сериале, это человек — абсолютно потерянный, отчаявшийся, потерявший свое предназначение. Что бы с ним было, не повстречайся ему в тот день в парке его старый приятель? Два человека в один и тот же день спросили Майка Стамфорда о соседе. Это судьба!
Чувства к другу. Знаменитый джонлок.
В этом сериале нет ничего простого. Все хитрозакручено и хитросделано. И взаимоотношения двух главных героев тоже простотой и легкостью не отличаются.
Нам сказали, что Джон не очень хорошо сходится с людьми, но оригинальный и блестящий молодой человек его, несомненно, заинтересовал. Шерлок поразил Джона мгновенно, увлек его в свой мир, полный приключений и опасностей. Не дав опомниться, походя, излечил от хромоты. После сумасшедшей беготни, которая оказалась в том числе и проверкой, тут же решил за него, что тот заселяется на Бейкер-стрит. Восхитил необыкновенным умом, гениальной дедукцией. В тот вечер Джон, не задумываясь, убил ради него человека.
Двое молодых мужчин обедают в кафе и, собираясь стать соседями, болтают, стараясь выяснить как можно больше друг о друге. Вернее, выясняет Джон, Шерлоку и без разговоров все понятно — он видит перспективу в новом знакомом, ему нужен компаньон и сосед, и он чувствует, что Джон — лучшая кандидатура для этого. Поэтому ведет себя без обычной грубости и резкости. Старается произвести благоприятное впечатление, не отпугнуть, это очень заметно. Джона интересует загадочный и привлекательный детектив. Он очень смущен, что окружающие считают их парой. Возможно, он беспокоится, что его заинтересованность Шерлоком настолько видна окружающим. Ты прав, Джон! Шерлок тоже это замечает, и Джон ему приятен, это тоже видно — между ними явственно ощущается сексуальное напряжение. Но Шерлоку не нужен любовник, все эти сантименты отвлекают от главного в его жизни — от работы. Поэтому он дает понять, достаточно тактично, надо признать, что он вообще не заинтересован в отношениях.
Отношения Шерлока и Джона строятся на их любви к опасности и приключениям. Хорошо ли это? Не знаю, но это может быть основой крепких взаимоотношений, дружбы, т.к., что ни говори, а это — общность интересов. Они — уважают и ценят друг друга, наверное, никто не будет против этого возражать. Без этого дружба точно не возможна. А дружба и уважение вполне может быть основой любви, не страсти, а именно любви. А еще Джону очень нужен командир, чьи приказы он мог бы выполнять, и который поведет его в бой.
Погони, нераскрытые убийства, бурлящий в крови адреналин, все, чего не хватало Уотсону в скучной, мирной жизни, с лихвой дал ему Шерлок. Джон бесконечно увлечен гениальным умом своего соседа, Шерлок нашел в нем благодарного почитателя. Правда, очень скоро Джон стал пресекать попытки Шерлока порисоваться своим умом, и детективу приходилось просто из кожи вон лезть, чтоб произвести на него впечатление. Впрочем, это ему почти всегда удавалось! Джон искренне считает, что нет такой вещи, которая была бы неизвестна Шерлоку Холмсу. Но он не одобряет холодности и отстраненности Шерлока, его увлечения раскрытием преступлений как игрой, как забавой, средством от скуки, а не ради того, чтобы справедливость восторжествовала. Игры с Мориарти заводят Шерлока в смертельную ловушку и на кону оказалась жизнь Джона.
В быту они, к удивлению всех, прекрасно ладят. Спокойный, чистоплотный, аккуратный доктор и неуравновешенный, сумасшедший ученый-детектив, ни во что не ставящий понятия личного пространства, правила общежития и прочую ерунду, которую не берет в голову. Они прекрасно уживаются вместе, дополняют друг друга, оберегают друг друга.
То, что происходит между нашими героями в первом сезоне, я бы назвала неосознанным сексуальным влечением. Это еще не любовь, но уже немного больше, чем дружба. Но lust не равно love. Джон не признает, что он может испытывать влечение к мужчине, Шерлок слишком увлечен своими расследованиями, искренне наслаждается игрой с Мориарти, чтобы позволить себе задуматься об отношениях. Он, как всегда, нарочно подавляет в себе эмоции, хотя всегда старается привлечь к себе внимание Джона, порадовать его очередной гениальной цепочкой дедуктивных выводов. Ему откровенно плевать, что думают о нем все остальные, но мнение Джона, бесспорно, важно для него.
Во втором сезоне Ирэн Адлер открывает Джону глаза на то, чем в действительности являются его отношения с другом. Не важно, кем ты себя считаешь, важны лишь чувства, от которых невозможно отвернуться. Джон принимает важное решение, и с этого момента, он больше не ищет себе подружек, он — с Шерлоком. Шерлок же, тоже слышавший этот разговор, по-прежнему втянут в безумные игры Мориарти, который теперь словно опережает его на шаг. После бассейна он понял, конечно, как важен ему Джон, и знает, что врагу его слабость тоже известна. Эти игры и танцы смертельно опасны. Психопат, пригрозивший выжечь сердце Шерлока, не шутил, и Джон в опасности. А значит, пока проблема не решена, Шерлок остается верен своей политике удержания эмоций на привязи.

Выбрав Шерлока, надеялся ли Джон на взаимность? Была ли у него надежда, что когда-нибудь Шерлок перестанет быть самым неприступным, блестящим, непонятным полу-роботом, женатым на работе, и открыто ответит на его чувства, сможет быть ему равноценным партнером? Едва ли он всерьез мог на это рассчитывать в тот период. Серьезные отношения с Шерлоком — мы не можем пока этого представить, и, значит, Джон не представляет этого — ведь повествование ведется от его POV. А вот враги, которые читают сердце Шерлока, как открытую книгу, знают лучше. Джон — в сердце у Шерлока, и они это сердце выжгут.
Заметил ли Шерлок то, что Джон не встречается больше с девушками? В THoB он подсылает Джона к доктору Мортимер, которая, как будто, во вкусе Джона, чтобы задобрить его. Такая грубая уловка говорит о том, что Шерлок ни черта не смыслит в людях, в целом, и в Джоне, в частности.
Ну а потом события стремительно закручиваются в вихрь, закончившийся прыжком Шерлока с крыши госпиталя св. Бартса.
В третьем сезоне, чувства Джона под замком, но не совсем скрыты от нас. Любовь к Шерлоку не угасла, она трансформировалось в нежную привязанность, искреннюю озабоченность делами и состоянием друга. Оно тлеет под броней, которую он воздвиг, решив двигаться дальше с Мэри. Возможно, он даже любит Мэри, ведь у любви столько оттенков. Но это не любовный треугольник в традиционном понимании этого термина. И хотя в сериале Шерлок и Мэри явно противопоставляются друг другу как соперники, между ними нет конкуренции. Шерлок безропотно смиряется со всем, чего хочет Джон, отдает все, даже жизнь и свободу ради его спокойствия, а Мэри — просто берет все, что дают ей оба друга.
Но чувство, тлеющее под прессом ответственности и обязательств нет-нет да и полыхнет: реакция Джона на близкие отношения Шерлока с Джанин специально вынесена в отдельную сцену. Смотреть на это уморительно. Сначала потрясение на лице Джона: "Как, девушка? Значит, Шерлок все-таки натурал?" Потом, вроде надо бы порадоваться за друга: теперь он не одинок! Но Джанин, говорит, что знает Шерлока лучше всех — вот пустышка! Он достоин лучшей пары. Шерл? Майк? Кофе в другом месте? Что за f** происходит??? Ах, Шерлок не хочет о ней говорить, уф, значит, это несерьезно. Что? Он собирается сделать ей предложение??? Глаза Джона в этот момент — это целый роман в 4-х томах!

Возможная бисексуальность.
Меня не особенно интересуют ярлыки: вся эта истерия вокруг "би", "гей", "гетеронормативность", "здоровые отношения" и т.д. Ребята, это все политика. Я считаю, что это — личное дело каждого. Меня трогает конкретная история двух необычных людей, волею сценаристов — этих богов вселенной "Шерлока", выписанных так, словно они предназначены друг другу свыше. Для меня абсолютно не важно принадлежат они к противоположному полу или нет. Любовь — вот, что важно. *отлично, кэп!*
Бисексуальность Джона, безусловно, не доказана. Вернее, не досказана, как и многое в этом сериале. Мы видим, влечение Джона к Шерлоку с первой же серии. Его ярые отрицания, что он не гей, хотя он мог бы говорить, что он — стрейт, к примеру, если он такой гетеросексуал, также не способствуют закреплению за ним звания натурала. Более того, в этом сериале все уверены, что Джон и Шерлок — любовники, опять-таки с первой же серии. А почему? Вывод напрашивается сам собой: потому что в сериале "Шерлок" показано общество, которое уже не так скованно рамками гетеронормативности, как наше. Но гениальность создателей в том, что это не бьет по глазам казуалов, потому каждый видит в нем то, что хочет. Мир. Дружба. Жвачка.
Еще одно сомнение в ориентации Джона — прошлые отношения с майором Шолто, таинственным "бывшим лучшим другом". Мы не можем судить, насколько они были близки, но сам факт, что Джон скрывал их от Шерлока, подозрителен.
Отношения с женщинами в первых сезонах
И все же, несомненно, Джона привлекают и женщины, он ищет их общества в первом сезоне, и выбирает женитьбу на Мэри в третьем.
Сара — милая коллега-врач, девушка, с которой Джон безуспешно пытался построить отношения в первом сезоне, очевидно, прекрасно видела, что это — случай безнадежный и не стоит конкурировать с гениальным детективом. Потому Джон, торжественно объявлявший Шерлоку, что уходит ночевать к Саре, в действительности спал там на диване.
Ревновал ли Джон своего друга к Ирэн Адлер? Безусловно, это чувство имело место. Шерлок, испытывающий хоть какие-то, пусть никому непонятные, переживания — это что-то новенькое! Такого Джон еще не видел. Обычно, равнодушие Шерлока к другим людям и их бедам выбешивало его, а сейчас, он готов был даже принять отношения Шерлока с Адлер, хотя она явно неподходящий объект для любви, лишь бы его друг не страдал. "Скажите ему, что вы живы!" и "Итак, она жива. И как мы к этому относимся?"
Непонятные для Джона отношения Шерлока и Ирэн, ее трагическая гибель, которую, как он полагал, ему лучше скрыть от Шерлока, внесли путаницу в отношения Джона к Шерлоку. У него впервые появились сомнения в ориентации Холмса — уж не натурал ли он? Любил ли Шерлок Ирэн? И нужен ли ему Джон в таком случае? С другой стороны, в своих чувствах Джон разобрался не без помощи Ирэн, и это уже хорошо!
Гибель Шерлока.
Это была действительно игра большого Мастера. У Шерлока, с его врожденной порядочностью и вечным стремлением играть в открытую один на один, не было и шанса против хитрого врага с его многочисленными подручными. Конечно, Шерлок тоже не был один, за ним стоял Майкрофт, с помощью которого были разработаны несколько хитроумных планов спасения, а также ряд помощников, посвященных в эти планы. Но ведь Джон этого не знал. Вот, что не учел Шерлок, сохраняя план своего спасения в тайне от друга. Он принес чувства Джона в жертву своему плану. Но какой у него был выбор? Тогда, стоя на крыше — никакого, но он мог бы открыться Джону позже. Но, в силу своего особенного восприятия мира и чувств людей, Шерлок недооценил силу его горя, не подумал, что это так важно.
А Джон знал все эти годы, что он бросил Шерлока одного в Бартсе, обозвав машиной. Речь Шерлока, что он мошенничал все то время, что они знали друг друга, конечно, не убедила Джона. Он не мог сомневаться, наблюдая гениального детектива день за днем. Мориарти, конечно, немного сбил его с толку на секунду, на то он и криминальный гений, но вера в Шерлока у Джона была безусловной. Поэтому ему было так больно осознавать, что Шерлок совершил самоубийство, не выдержав давления ложных обвинений. Думал ли он, что мог бы спасти его, удержать от рокового шага, если б остался с ним? Конечно. Такова уж человеческая натура.
Сожаления, угрызения совести, скорбь по безвременно ушедшему, оклеветанному гению (ах, прямо «Смерть поэта» Михаила Юрьевича приходит на ум), по близкому, любимому человеку и ужасающее одиночество, которое Джон не в силах выносить. Скорбь Джона не похожа на скорбь человека, потерявшего друга, она похожа на скорбь человека, потерявшего свою половинку, смысл своей жизни.
ELLA’S OFFICE. As the rain continues to pour down, John gazes blankly at his therapist.
ELLA: There’s stuff that you wanted to say ... (John opens his mouth briefly but then closes it.) ... but didn’t say it.
JOHN (his voice breaking): Yeah.
ELLA: Say it now.
JOHN (tearfully): No. (He shakes his head.) Sorry. I can’t.
Он не сказал этого Шерлоку, стоящему на краю парапета, он не сказал это у Эллы, не сказал у могилы Шерлока. Он не смог признать, что потерял любимого, но, значит, и отпустить свои чувства тоже не сможет, так как их нужно прежде осознать.

Джон двигается дальше. Мэри
В MHR мы видим Джона, одиноко сидящего в своей новой квартире, куда он переехал после гибели Шерлока. Он еще не встретил Мэри — с ней он встречался 6 месяцев и все время был усатым, как щетка. Некоторые считают, что эти знаменитые усы — символ его гетеросексуальности. Но мне больше нравится теория, что он отчаянно хотел изменить свою жизнь, перестать тосковать по навсегда ушедшему другу, и сменил имидж, как многие из нас, когда хотят перемен.
Зачем нам вообще показали крошечную 7-минутную мини-серию за неделю до 3-го сезона? Очень вероятно, для того, чтобы мы не забыли о любви Джона, о его тоске, о том, что на его душе. Ведь 3-й сезон рассказан от лица Шерлока. В третьем сезоне нас ждали серьезные перемены.
И перемены пришли. Джон встретил Мэри. Или его встретила Мэри. Милая, не слишком молодая, стремящаяся к длительным, серьезным отношением, веселая. Понимающая. Наверное, с ним было не просто, но она проявила терпение и понимание. Возможно, сочувствие — с ней он посетил могилу Шерлока. Вероятно, много рассказывал о своем друге.
Мне интересно, поняла ли Мэри скрытый контекст отношений Шерлока и Джона, как это сделала другая супернаблюдательная хищница — Ирэн Адлер? Мэри просто не могла ничего не слышать о Шерлоке и Джоне и их расследованиях. Только не она. Предполагаю, она была замешана в махинациях Мориарти, удивлюсь, если сценаристы упустят такую роскошную возможность.
Наконец, Джон считает себя готовым сделать ответственный шаг, но сперва он должен отпустить Шерлока. Это очень сложный и очень правильный шаг — не тащить в новые отношения тоску по старой любви. Но получилось ли это у него? Джон все решил, мужик решил — мужик сделал! Он решил, что будет двигаться вперед с Мэри, но выглядит он при этом так, словно болен смертельной болезнью. И дело тут совсем не в усах! Его душа словно ополовинена и все еще кровоточит. Даже сидя в ресторане, Джон выглядит как вдовец, настолько он удручен, и не может это скрыть. Когда он опускает глаза, улыбка тут же сползает с его лица и глаза выражают горечь. Как Мэри все это терпит, уверена, она читает его как открытую книгу. Он так ей нужен зачем-то или у нее такая огромная любовь, которой хватит на двоих? Не понимаю и не вижу ни роковой любви, ни крайней необходимости, если тут нет особого смысла.
Возвращение Шерлока.
По времени эти два события — возвращение Шерлока из мертвых и решение Джона двигаться дальше с Мэри — почти совпадают. Шерлок опоздал всего на один день. Несомненно, создатели сериала сделали это специально — снова вспомним: "Вселенная редко бывает так ленива".
Предположу, что Джон испытал второе самое сильное потрясение в своей жизни с момента рейхенбахского падения, когда поднял глаза на официанта, а увидел Шерлока. Дурацкий маскарад, глупая бравада Шерлока, конечно, никак не сгладили впечатления от того, что Джон теперь счёл предательством. Заставить его горевать два года, а потом выскочить как чертик из табакерки! Да, в этом весь Шерлок — чтобы он не воображал о себе, но и любовь, и все остальные чувства для него — тайна за семью печатями. Джон обижен, он в ярости! Любопытно, что вроде как искренние реплики и реакции Мэри, только подливали масла в огонь гнева Джона. О какими дурачками выглядели эти двое для опытного манипулятора-Мэри. Она легко могла бы навсегда рассорить друзей а тот вечер, для ее игры Шерлок необходим. Естественно, Шерлок тоже не отделался только разбитым лицом в тот вечер, ему резко дали понять, что он может отправляться туда, откуда пришел.
Но, конечно, проходит бессонная ночь и Джон, сбривая ненавистные Шерлоку усы, уже готов к примирению просто так, даже до чудесного спасения из костра Гая Фокса. Джон снова приходит на Бейкер-стрит, но уже не с такими чувствами, как буквально за пару дней до этого. Он весь сияет, оглядывая комнату. И конечно, Шерлок вновь увлекает его в опасное расследование. Что еще нужно для счастья?

Абсолютное счастье.
В серии Шерлок не дал ответа Джону на вопрос о том, почему он совершил лже-самоубийство. Но мы узнаем из дневника Джона, что рассказ все же состоялся: "Turns out he’d faked his death because Moriarty had threatened those close to him. Including me. He’d gone into hiding, happy to leave me and everyone else thinking he was dead. He’d done it to save us but he hadn’t trusted us enough to tell us what was really going on. Not sure I’ll ever truly forgive him for that but as the saying goes, life goes on."
С возвращением Шерлока, Джон, простив его (несмотря на запись в блоге, конечно, он просил его!), обрел, наконец, то счастье и душевное равновесие, к которому стремился все 2 года. Он сам признается Шерлоку, что абсолютно счастлив теперь: рядом с ним два человека, которые абсолютно перевернули его жизнь, его будущая жена и его друг. Все в его жизни гармонично: его лучший друг Шерлок жив, Мэри с Шерлоком отлично ладят, идет подготовка у свадьбе. Теперь он уже не одинок и его жизнь снова полна смысла и, конечно, опасности.
Свадьба. Знак трех.
Интересный вопрос: насколько Джон любит Мэри? Нам не показывают интимных моментов или хотя бы каких-то проявлений их любви. Глядя на эту пару, и, еще не зная, что Мэри — психопат, мне приходит кощунственная мысль, но рискну ее озвучить: брак из удобства — доктор среднего возраста, которому пришла пора обзавестись семьей и не юная уже медсестра, которой посчастливилось на работе подцепить доктора. Вместе работают, вместе живут — удобно и экономично. Уважают и понимают друг друга. Этого всего более чем достаточно для удачного во всех отношениях брака. Возможно, она сочла его более выгодной партией, чем Дэвид, а может ей двигали чьи-то указания. Вот так видится мне — стабильные и осознанные отношения. Приязнь, но ни грамма страсти, будто прожили в браке лет 20.
А что видит Шерлок? Он видит эту женщину, может ее прочитать, но не может правильно истолковать важные детали, потому что эмоции, которые он, наконец, выпустил из-под контроля, туманят его кристальный разум. Он только знает, что эту женщину выбрал Джон. Предпочел Джон. И на свадьбе он приносит клятву всегда быть готовым помочь не только Джону, но и Мэри.
Шерлок сразу видит, что Мэри — лгунья. И что? Он, явно трактует это как склонность к адюльтеру. Потому придирчиво просматривает список друзей и знакомых Мэри — выбраковывая и пугая до полусмерти Дэвида, к примеру. Чтобы у его Джоника не было проблем с неверной супругой в будущем. Почему он не увидел в ней психопатическую личность? Всплыло слово "disillusioned"(разочаровавшаяся) — одно из чувств, которые могут испытывать люди с подобным расстройством психики. Но он и другие, неподходящие для обычной медсестры признаки не смог правильно интерпретировать: "тайное тату" (это роднит Мэри с другим персонажем сериала — Су Линь, прототипом которой тоже можно считать Берди Эдвардса), "лингвист" — откуда такое у простой британской медсестры. Но, думаю, Шерлок был оглушен своими эмоциями, ему было не до того. Да и его привычка недооценивать женщин сыграла не последнюю роль — слишком проницательная невеста у Джона, все-то она помнит, видит Шерлока "насквозь".
Забавно, что Джон — доктор и не разглядел признаков беременности своей жены. Только Шерлок понял. Интересно, что так огорошило будущих родителей, почему нам показали удивление Джона и панику у Мэри (ну, потом-то стало ясно), а не огромную искреннюю радость?
Это была весьма странная свадьба с раскрытым покушением на убийство. И все-таки свадьба получилась шумная и веселая, во многом благодаря Шерлоку.
Катастрофа.
В один день жизнь Джона Уотсона снова перевернулась, а, вроде бы желанная тихая семейная жизнь обернулась миражом.
Семейная жизнь Уотсонов.
Судя по всему, Лев Николаевич был все-таки прав, семья Уотсонов имеет свои особенные проблемы и потому в ней не наблюдается счастья и даже спокойствия уже через месяц после их бракосочетания. Их отношения не показались нам особенно нежными с самого начала. Так, партнерство, дружба. Дружеские объятия. Неловкие, нестрастные, редкие поцелуи. Никакой мимишности, никакого флаффа. Может, оно и к лучшему, но, честное слово, между Адлер и Шерлоком чувствовалось гораздо больше сексуального притяжения, чем между этими молодоженами. Ни малейшего проявления той знаменитой химии между персонажами, которой так славен сериал "Шерлок". Я уверена, что проблема не в актерах, по крайней мере, не в Мартине Фримане. Уважение присутствует, и без него невозможна ни дружба, ни любовь. Но любовь между ними нам и не намеревались показывать. И Шерлоку не показали, ведь это его POV нам дают в 3-м сезоне.
Прошел месяц со дня свадьбы. Молодожены вернулись из свадебного путешествия. Мы видим Джона, вновь видящего кошмары войны, и на них накладывается Шерлок, он для Джона притягателен как война, как опасность. Он адреналиновый наркоман, наш Джон. И, видимо, он принял решение воздерживаться от своей зависимости и отойти от Шерлока. Он теперь отец семейства все-таки. И он весь на взводе, покрикивающий, раздраженный. Он, совершенно не интересуется жизнью соседки, но, к удивлению Мэри, хватается за возможность помочь ей, т.к. немного опасности — предполагаемая схватка с наркоманами — то, что ему необходимо после месяца скуки. Он говорит, что не видел Шерлока целый век, ему, и правда, так кажется. И неосознанно копирует его стиль поведения (в который раз!) в убежище наркоманов. А Шерлок хорошо сказал про него: "У каждого — свой наркотик", имея в виду, что просто тихой, спокойной жизни для Джона мало. Возможно, констатируя это, Шерлок чувствует легкое удовлетворение. "Так скоро разочаровался в семейной жизни, Джон?"
"Велосипед превосходное перекрытие, не так ли?" (из TGG) Особенно, если нет желания проводить слишком много времени с женой.
В тот же день (о, что это был за день!) Джон видит, что Шерлок вдобавок завел себе подружку. WTF: Шерлок решил двинуться дальше. А Джон? Только не с его снами об опасностях и Шерлоке.
Мэри же, явно прошла стадию на которой психопат влюблен в свою жертву (да, именно жертву), и заполучив Джона, имея такое средство управления и доминирования как беременность, она переходит на следующую стадию, которая ей доступна в отношениях: разочарование. Джон стал ей неинтересен, однако, она бы не была психопатом, если не должна была бы его полностью контролировать. Она не может его отпустить, никогда добровольно не отпустит. Будет добиваться его, если он уйдет, а вернется — будет куражиться над ним, считать слабаком. В этом трагедия человека с ее типом расстройства личности. При том, что она хочет отношений, она никогда не сможет иметь долгих отношений ни с кем. Единственные чувства, которые она способна испытывать, это наслаждение погоней, игрой и жажда доминирования. Люди, которые не могут ей ничего дать, неинтересны ей, она ими пренебрегает. Естественно, и материнство тут под огромным вопросом. Гениально об этом написала ifyouhaveenoughnerve.
Шерлок и Бейкер-стрит — тихая гавань. Отношение к Шерлоку.
Катастрофа с предательством Мэри, помимо всего прочего, должна бы была открыть глаза Джону на истинное отношение Шерлока к нему.
Из HLV, когда Шерлок исчез из больницы:
LESTRADE: Protecting the shooter? Why?
JOHN: Well, protecting someone, then. But why would he care? He’s Sherlock. Who would he bother protecting? (взято отсюда)
Джон, Джон! Как ты можешь недоумевать, кого защищал Шерлок? Сама эта фраза Джона: "Защищает кого-то тогда. Но почему он озаботился этим? Он же Шерлок." — говорит нам о многом. "Он же — Шерлок." Мы несколько раз слышим эту фразу в сериале и всегда она объясняет необъяснимые большие и маленькие странности Шерлока. Но именно в этой ситуации, от Джона, она звучит особенно обидно для Шерлока и для нас: "Он же Шерлок, ему всегда было наплевать на других, зачем бы ему заморачиваться и кого-то защищать?" Джон недооценивает своего друга, говоря так. Джон не понимает, что к нему чувствует Шерлок? Или не хочет понимать? А это значит, у них впереди еще очень долгий путь.
Но это важно для нас — ведь нам ясно, что на этот момент Джон не подозревает об истинных чувствах Шерлока. А если и подозревает, не уверен в них. То, что знал Мориарти уже в TGG — третьей серии первого сезона, Джон не понимает (или не хочет понять?) даже в HLV — третьей серии третьего сезона! *фейспалм*
В конце этой сцены он понял, конечно, кого защищал Шерлок, но только благодаря подсказкам, которые оставил его друг: кресло Джона, возвращенное на свое место, и духи, как у Мэри. И тут ему стало не до оценки действий Шерлока. Это открытие, что именно Мэри почему-то стреляла в Шерлока, конечно, не могло не поразить его как гром среди ясного неба!
Жизнь на Бейкер-стрит уже ничем не напоминала ту гармонию, пусть полную вспышек и споров, в которой два друга прожили первые полтора года своего знакомства. Я думаю, эти полгода, были настоящим адом и для Джона, и для Шерлока. Из слов мамули Холмс нам ясно, что Шерлок поправлися только к Рождеству. (Спасибо тебе, хирург-Мэри!)) А Джон, скорей всего, пребывал все это время в депрессии, потом закрылся, и только к Рождеству Шерлоку удалось уговорить его простить Мэри. То, что это он уговаривал и все устроил в доме своих родителей, очевидно. Не даром, он — идеальная пара для Джона — они вместе составляют одно целое и ни один не может быть спокоен, если другой — несчастлив. А Джон несчастлив — опять его жизнь, которую он еще недавно считал устоявшейся, рассыпалась на куски. А Шерлок?... Бескорыстность и самоотверженность — вот как раскрывается со временем характер Шерлока — кто бы мог подумать о таком в первом сезоне?
Но знает ли Джон об этих переменах в детективе? Несомненно, Шерлок изменился со времени своего возвращения, и хотя часто все еще бывает довольно серьезной занозой и порой совершает скверные поступки, но он стал намного мягче, гораздо более человечным.
То, что нам ничего из этого периода не показали, думаю, не случайность. Просто это сериал о Шерлоке и Джоне, их отношениях, значит, нечего было показывать, кроме ангста Джон/Мэри.
К беззаботным и ненапряжным отношениям второго сезона Джону и Шерлоку уже не вернутся никогда, слишком много они поняли и слишком многое произошло. И врозь им плохо, нельзя вечно игнорировать чувства. Нужен новый уровень отношений. Просто дружбы им уже мало.

Возвращение к Мэри.
Почему Джон вернулся к Мэри после полугодичного расставания (с конца июня по рождество)? Нам показывают все эти события пунктирно, флэшбэками. Есть некая недосказанность, тоже, видимо, для того, чтобы разные группы зрительской аудитории понимали и видели совершенно разные вещи. Кто, что хочет, на любой вкус. Об этом написаны целые тома, но, как я это вижу — Джон вернулся из-за ребенка. Он очень верный человек, не любит бросать отношения. Это очень серьезно для него. И хотя формально брак их недействителен, он не может оставить Мэри, и, особенно, ребенка, раз уж взял однажды ответственность. Надеюсь, у него есть какой-нибудь козырь в рукаве, типа, прочтенной флэшки А.Г.РА. Возможно, он не просто так к ней вернулся и это — часть какого-то плана, разработанного Шерлоком? Пожалуйста, Джон, не будь идиотом!
Возвращаясь к Мэри, Джон не питает надежд на счастливую жизнь. Он прямо говорит, что не простил ей ни лжи, ни покушения на Шерлока. Не думаю, что он ей будет доверять хоть в чем-то. Но готов дать ей еще шанс. Короче, тоска и жалость. Это, конечно, очень благородно со стороны Джона, но как же жалка Мэри, что принимает такое отношение. Их отношения с Джоном полностью разрушены ее ложью и эгоизмом. Нужно бы это принять. Что, она не хочет терять его? Но как склеить разбитую чашку? Что, жить вместе из-за ребенка? Но вырастить ребенка одной — не проблема. У нее нет также проблем, чтобы постоять за себя, навыков достаточно. Так зачем ей все это?! Нельзя строить отношения на лжи, недоверии, просто не получится. *да, это я — Капитан Очевидность.* Правда в том, что несмотря на то, что она раскрыта как киллер, психопат и лгунья, мотивы ее всем ясны — у нее нет с этим проблем, она не способна на угрызения совести. Это человек, для которого цель оправдывает средства, если это будет служить на ее пользу, а иное ее не интересует. У нее не прибавляется к нему уважения, она разочарована, т.к. он к ней вернулся, значит — слабак, и в то же время она не может отпустить Джона Уотсона, он нужен ей для удовлетворения ее психопатской потребности в доминировании, контроле, обладании, он дает ее прикрытию добропорядочность и правдоподобность, у него сильные друзья, очень влиятельные, которые все сделают для него.
Короче, все не ладно с миссис Уотсон. Она не устает принимать благородные жертвы то Шерлока, то Джона, а сама ничего не дает взамен. Правда в том, что ее прототип и близко не имеет никакого отношения к милой и кроткой Мэри Морстэн из канона, это Бёрди Эдвардс из "Долины ужаса" — тёртый агент Пинкертонов, двоеженец (да, Джон!), скрывающийся под ложной личиной, по следам которого идут те, кому он перешел дорогу, в т.ч. агенты Мориарти. Счёт к ней растет, вопрос в том, как расплата ударит по нашим главным героям. Надеюсь, 4-ый сезон даст ответ, который не очень нас расстроит.
Снова потерять Шерлока?
Убийство гнусного шантажиста, естественно, повлекло за собой и кару. Похоже, в этом сериале только протагонисты платят по счетам пока что, нельзя это не отметить. Причем сполна!
Джон в ужасе не столько от отчаянного поступка Шерлока, сколько от его возможных последствий. Он не был готов к такому повороту событий. Интересно, подумывал ли Джон о том, чтобы самому застрелить гада CAMа? Ведь это у него был пистолет, почему он не пристрелил его сам? Получается, его лучший друг принес себя в жертву, чтобы Джон мог остаться со своей Мэри. Джон стоял там, терпел щелчки, потому что Шерлок велел терпеть. Ведь ему приходилось убивать раньше. Возможно, он просто недостаточно психопат, чтобы убить кого-то под прицелами снайперских винтовок. А теперь, что будет с Шерлоком за то, что он спас их всех от прошлого Мэри?
Возможно, теперь он наконец понял те чувства, которые испытывает к нему Шерлок, может оценить их глубину. Сопоставить поступки Шерлока с поступками Мэри. Но что он может предпринять? Уже слишком поздно. Думаю, он чувствовал огромную вину перед своим другом. И отчаяние — это написано у него на лице. Он понимает, что теперь надолго потеряет Шерлока. Но до сцены у трапа самолета он не знал, что навсегда. Мы слышим его прерывистый вздох, когда Шерлок говорит брату, что больше никогда не увидится с Джоном Уотсоном.

В целом, мне пока не совсем понятен Джон и его эмоции в сцене прощания на взлетной полосе.
Во время этой поразительно говорящей сцены — мы видим его растерянность и эмоциональную закрытость. Если у кого-то до сих пор были сомнения в том, какие именно чувства испытывает Шерлок к своему блогеру, то вот он — момент истины. Джон же не может смотреть в глаза Шерлока — он видит в них слезы, и все время опускает глаза, отворачивается. Неловкий момент, когда всем нам кажется, что Шерлок вот-вот признается в своих чувствах: “John, there’s something I should say. I've meant to say always and I never have. Since it’s unlikely we’ll ever meet again, I might as well say it now…” — и Джон смотрит, явно напрягшись. Но Шерлок переводит все в шутку и это несколько снимает напряжение, от которого уже и у зрителя начинает щипать глаза. Конечно, Шерлок еще раз проявил благородство и не стал грузить друга своим признанием. Другого мы от него не ожидали. Да и какой смысл — навсегда расстаются...
Еще один тяжелый момент, когда Шерлок протягивает ему руку, сняв перчатку, и Джон пожимает ее после долгой-долгой паузы. Зачем эта пауза, Джон, и почему ты его не обнял? Опять щиплет глаза... Хотя понятно почему: Джону кажется, что он нарушит границы, которые установил для общения с Шерлоком. Если бы между ними была просто дружба или даже броманс (какое-то уродливое слово, мне больше нравится — братство), тогда объятья были бы уместны и никаких границ устанавливать не пришлось бы. Объятия и даже поцелуи между друзьями вполне невинны. Вот поцеловались же Мэри с Шерлоком? Но все дело в том, что для Джона — это не просто дружба, а любовь, и потому Джон так мучается в течении всей сцены. Он даже будто бы пугается этой протянутой руки, словно и рукопожатие с Шерлоком — слишком много для него, слишком интимно.
Чувства Шерлока открыты — он сделал громадный шаг вперед в этом сезоне. Но Джон не продвинулся ни на шаг и потому нас ждет 4 сезон. Еще не поздно — рассказана только половина истории.
Наконец, рукопожатие прервалось — Шерлок разжал пальцы. Он идет к трапу и тут нам снова показывают Джона, он вздыхает, немного подается вперед, и мы на секунду думаем, что он сейчас побежит за Шерлоком. Но нет, он прочно связан и лишь счастливое "совпадение" (а мы знаем, что их во вселенной "Шерлока" не бывает), что в момент, когда самолет отрывается от земли, со всех ТВ-экранов Британии слышится: "Соскучились по мне?", спасает Джона от потери его друга. Кто это устроил, наверное, поймем в 4-ом сезоне. У меня две версии: либо Мэри, решила отдать, наконец, долг (надеюсь на ее сознательность), тогда вопрос: может, Джон — знал, что Шерлок остается? Второй вариант: Майкрофт подсуетился.
И еще, сцена с Магнуссеном, прощание на взлетной полосе — должны была открыть, наконец, Джону глаза на чувства Шерлока к нему. Конечно, Джон ничего не сможет и не захочет предпринять пока с нимего чемодан без ручки Мэри. Но знать, что Шерлок жертвовал собой ради любви к нему, он должен. Он должен сам принять решение, стоит ли приносить беззаветную любовь в жертву долгу. Но до этого пока далеко.

Что может ждать Джона в дальнейшем.
Перипетии несчастливого брака с психически больной женщиной, которой он не сможет больше (или он сумасшедший) доверять. Рождение ребенка. Думаю, ребенок все же его (не с нашим счастьем). Дальнейшие расследования с Шерлоком. Вот все, что можно сказать наверняка. А дальше, на усмотрение гениальных троллей-создателей: выбор огромен — горе, страдания, предательства, болезни и т.д., и т.п. Одно можно сказать: пока живы главные герои, жива и надежда. “There’s always two of us.”, в конце-концов!
Роль Джона Уотсона в сериале трудно переоценить. Он — тот единственный якорь в бурном, полном бед и риска мире, удерживающий Шерлока Холмса от гибельного срыва. И в то же время, Джон сам нуждается в своем неуравновешенном, но блестящем и опасном друге. И не только потому, что Шерлок обеспечивает ему постоянные головокружительные и смертельно опасные приключения. Они, как половинки одного целого, идеально подошли друг к другу, хотя это, казалось бы, невероятно, настолько они разные. Но для того, чтобы обрести счастье и любовь (или хотя бы надежду на них) друзьям суждено испытать на себе всевозможные удары судьбы. Единственный способ устоять под ее ударами — держаться вместе.
Вопрос, ответа на который лично я жду от предстоящего сезона, позволят ли нам снова увидеть истинные чувства Джона Уотсона к Шерлоку Холмсу. Желательно, не при таких же обстоятельствах, как в конце TRF. Да и тогда он сказал многое, но не все.

Друг и блогер Шерлока Холмса.
Про прошлое Джона Уотсона мы знаем также немного, как и про прошлое Шерлока. Мы не знаем даже точно сколько ему лет. Он выглядит старше Шерлока лет на пять (просто такова разница в возрасте между актерами). Узнаем его полное имя — Джон Хэмиш Уотсон.
Родители умерли, есть сестра, алкоголичка, с ней Джон не ладит. Мы не видели ее пока, знаем, что она лесбиянка и ее бывшую жену зовут Клара. Несмотря на разногласия, Джон не бросает отношения с ней, периодически с ней встречаясь. Джон очень верный человек, с твердыми моральными принципами. Он не бросает отношений, если взял на себя ответственность. Преданность — главная его черта.
Вот еще один важный аспект его личности: Джон не только врач, но и солдат. Он — тренированный стрелок и рука его тверда, когда нужно стрелять, никакого перемежающегося тремора. Война, опасность — это "темная сторона" доктора Уотсона из сериала, значительная часть его характера. Однако, правильные моральные ориентиры не дали Джону избрать, например, путь преступника, как некоторые боевики, не нашедшие себя на "гражданке". Джон Уотсон воюет на светлой стороне.
Джон имеет высокую медицинскую квалификацию. Учился медицине в Бартсе вместе с Майком Стамфордом (да благословят его пухлые щеки боги вселенной "Шерлока"!). Хороший врач, он не искал теплого местечка в Лондоне, а стал военным врачом и бы отправлен в Афганистан, где провел 3 года. Там он, похоже, нашел свою нишу и был вполне доволен жизнью, хотя ад войны навсегда наложил отпечаток на его жизнь. Но военная служба окончилась тяжелым ранением, отставкой, мизерной военной пенсией и посещениями психотерапевта. И первое, что мы видим в сериале, это человек — абсолютно потерянный, отчаявшийся, потерявший свое предназначение. Что бы с ним было, не повстречайся ему в тот день в парке его старый приятель? Два человека в один и тот же день спросили Майка Стамфорда о соседе. Это судьба!
Чувства к другу. Знаменитый джонлок.
В этом сериале нет ничего простого. Все хитрозакручено и хитросделано. И взаимоотношения двух главных героев тоже простотой и легкостью не отличаются.
Нам сказали, что Джон не очень хорошо сходится с людьми, но оригинальный и блестящий молодой человек его, несомненно, заинтересовал. Шерлок поразил Джона мгновенно, увлек его в свой мир, полный приключений и опасностей. Не дав опомниться, походя, излечил от хромоты. После сумасшедшей беготни, которая оказалась в том числе и проверкой, тут же решил за него, что тот заселяется на Бейкер-стрит. Восхитил необыкновенным умом, гениальной дедукцией. В тот вечер Джон, не задумываясь, убил ради него человека.
Двое молодых мужчин обедают в кафе и, собираясь стать соседями, болтают, стараясь выяснить как можно больше друг о друге. Вернее, выясняет Джон, Шерлоку и без разговоров все понятно — он видит перспективу в новом знакомом, ему нужен компаньон и сосед, и он чувствует, что Джон — лучшая кандидатура для этого. Поэтому ведет себя без обычной грубости и резкости. Старается произвести благоприятное впечатление, не отпугнуть, это очень заметно. Джона интересует загадочный и привлекательный детектив. Он очень смущен, что окружающие считают их парой. Возможно, он беспокоится, что его заинтересованность Шерлоком настолько видна окружающим. Ты прав, Джон! Шерлок тоже это замечает, и Джон ему приятен, это тоже видно — между ними явственно ощущается сексуальное напряжение. Но Шерлоку не нужен любовник, все эти сантименты отвлекают от главного в его жизни — от работы. Поэтому он дает понять, достаточно тактично, надо признать, что он вообще не заинтересован в отношениях.
Отношения Шерлока и Джона строятся на их любви к опасности и приключениям. Хорошо ли это? Не знаю, но это может быть основой крепких взаимоотношений, дружбы, т.к., что ни говори, а это — общность интересов. Они — уважают и ценят друг друга, наверное, никто не будет против этого возражать. Без этого дружба точно не возможна. А дружба и уважение вполне может быть основой любви, не страсти, а именно любви. А еще Джону очень нужен командир, чьи приказы он мог бы выполнять, и который поведет его в бой.
Погони, нераскрытые убийства, бурлящий в крови адреналин, все, чего не хватало Уотсону в скучной, мирной жизни, с лихвой дал ему Шерлок. Джон бесконечно увлечен гениальным умом своего соседа, Шерлок нашел в нем благодарного почитателя. Правда, очень скоро Джон стал пресекать попытки Шерлока порисоваться своим умом, и детективу приходилось просто из кожи вон лезть, чтоб произвести на него впечатление. Впрочем, это ему почти всегда удавалось! Джон искренне считает, что нет такой вещи, которая была бы неизвестна Шерлоку Холмсу. Но он не одобряет холодности и отстраненности Шерлока, его увлечения раскрытием преступлений как игрой, как забавой, средством от скуки, а не ради того, чтобы справедливость восторжествовала. Игры с Мориарти заводят Шерлока в смертельную ловушку и на кону оказалась жизнь Джона.
В быту они, к удивлению всех, прекрасно ладят. Спокойный, чистоплотный, аккуратный доктор и неуравновешенный, сумасшедший ученый-детектив, ни во что не ставящий понятия личного пространства, правила общежития и прочую ерунду, которую не берет в голову. Они прекрасно уживаются вместе, дополняют друг друга, оберегают друг друга.
То, что происходит между нашими героями в первом сезоне, я бы назвала неосознанным сексуальным влечением. Это еще не любовь, но уже немного больше, чем дружба. Но lust не равно love. Джон не признает, что он может испытывать влечение к мужчине, Шерлок слишком увлечен своими расследованиями, искренне наслаждается игрой с Мориарти, чтобы позволить себе задуматься об отношениях. Он, как всегда, нарочно подавляет в себе эмоции, хотя всегда старается привлечь к себе внимание Джона, порадовать его очередной гениальной цепочкой дедуктивных выводов. Ему откровенно плевать, что думают о нем все остальные, но мнение Джона, бесспорно, важно для него.
Во втором сезоне Ирэн Адлер открывает Джону глаза на то, чем в действительности являются его отношения с другом. Не важно, кем ты себя считаешь, важны лишь чувства, от которых невозможно отвернуться. Джон принимает важное решение, и с этого момента, он больше не ищет себе подружек, он — с Шерлоком. Шерлок же, тоже слышавший этот разговор, по-прежнему втянут в безумные игры Мориарти, который теперь словно опережает его на шаг. После бассейна он понял, конечно, как важен ему Джон, и знает, что врагу его слабость тоже известна. Эти игры и танцы смертельно опасны. Психопат, пригрозивший выжечь сердце Шерлока, не шутил, и Джон в опасности. А значит, пока проблема не решена, Шерлок остается верен своей политике удержания эмоций на привязи.

Выбрав Шерлока, надеялся ли Джон на взаимность? Была ли у него надежда, что когда-нибудь Шерлок перестанет быть самым неприступным, блестящим, непонятным полу-роботом, женатым на работе, и открыто ответит на его чувства, сможет быть ему равноценным партнером? Едва ли он всерьез мог на это рассчитывать в тот период. Серьезные отношения с Шерлоком — мы не можем пока этого представить, и, значит, Джон не представляет этого — ведь повествование ведется от его POV. А вот враги, которые читают сердце Шерлока, как открытую книгу, знают лучше. Джон — в сердце у Шерлока, и они это сердце выжгут.
Заметил ли Шерлок то, что Джон не встречается больше с девушками? В THoB он подсылает Джона к доктору Мортимер, которая, как будто, во вкусе Джона, чтобы задобрить его. Такая грубая уловка говорит о том, что Шерлок ни черта не смыслит в людях, в целом, и в Джоне, в частности.
Ну а потом события стремительно закручиваются в вихрь, закончившийся прыжком Шерлока с крыши госпиталя св. Бартса.
В третьем сезоне, чувства Джона под замком, но не совсем скрыты от нас. Любовь к Шерлоку не угасла, она трансформировалось в нежную привязанность, искреннюю озабоченность делами и состоянием друга. Оно тлеет под броней, которую он воздвиг, решив двигаться дальше с Мэри. Возможно, он даже любит Мэри, ведь у любви столько оттенков. Но это не любовный треугольник в традиционном понимании этого термина. И хотя в сериале Шерлок и Мэри явно противопоставляются друг другу как соперники, между ними нет конкуренции. Шерлок безропотно смиряется со всем, чего хочет Джон, отдает все, даже жизнь и свободу ради его спокойствия, а Мэри — просто берет все, что дают ей оба друга.
Но чувство, тлеющее под прессом ответственности и обязательств нет-нет да и полыхнет: реакция Джона на близкие отношения Шерлока с Джанин специально вынесена в отдельную сцену. Смотреть на это уморительно. Сначала потрясение на лице Джона: "Как, девушка? Значит, Шерлок все-таки натурал?" Потом, вроде надо бы порадоваться за друга: теперь он не одинок! Но Джанин, говорит, что знает Шерлока лучше всех — вот пустышка! Он достоин лучшей пары. Шерл? Майк? Кофе в другом месте? Что за f** происходит??? Ах, Шерлок не хочет о ней говорить, уф, значит, это несерьезно. Что? Он собирается сделать ей предложение??? Глаза Джона в этот момент — это целый роман в 4-х томах!

Возможная бисексуальность.
Меня не особенно интересуют ярлыки: вся эта истерия вокруг "би", "гей", "гетеронормативность", "здоровые отношения" и т.д. Ребята, это все политика. Я считаю, что это — личное дело каждого. Меня трогает конкретная история двух необычных людей, волею сценаристов — этих богов вселенной "Шерлока", выписанных так, словно они предназначены друг другу свыше. Для меня абсолютно не важно принадлежат они к противоположному полу или нет. Любовь — вот, что важно. *отлично, кэп!*
Бисексуальность Джона, безусловно, не доказана. Вернее, не досказана, как и многое в этом сериале. Мы видим, влечение Джона к Шерлоку с первой же серии. Его ярые отрицания, что он не гей, хотя он мог бы говорить, что он — стрейт, к примеру, если он такой гетеросексуал, также не способствуют закреплению за ним звания натурала. Более того, в этом сериале все уверены, что Джон и Шерлок — любовники, опять-таки с первой же серии. А почему? Вывод напрашивается сам собой: потому что в сериале "Шерлок" показано общество, которое уже не так скованно рамками гетеронормативности, как наше. Но гениальность создателей в том, что это не бьет по глазам казуалов, потому каждый видит в нем то, что хочет. Мир. Дружба. Жвачка.
Еще одно сомнение в ориентации Джона — прошлые отношения с майором Шолто, таинственным "бывшим лучшим другом". Мы не можем судить, насколько они были близки, но сам факт, что Джон скрывал их от Шерлока, подозрителен.
Отношения с женщинами в первых сезонах
И все же, несомненно, Джона привлекают и женщины, он ищет их общества в первом сезоне, и выбирает женитьбу на Мэри в третьем.
Сара — милая коллега-врач, девушка, с которой Джон безуспешно пытался построить отношения в первом сезоне, очевидно, прекрасно видела, что это — случай безнадежный и не стоит конкурировать с гениальным детективом. Потому Джон, торжественно объявлявший Шерлоку, что уходит ночевать к Саре, в действительности спал там на диване.
Ревновал ли Джон своего друга к Ирэн Адлер? Безусловно, это чувство имело место. Шерлок, испытывающий хоть какие-то, пусть никому непонятные, переживания — это что-то новенькое! Такого Джон еще не видел. Обычно, равнодушие Шерлока к другим людям и их бедам выбешивало его, а сейчас, он готов был даже принять отношения Шерлока с Адлер, хотя она явно неподходящий объект для любви, лишь бы его друг не страдал. "Скажите ему, что вы живы!" и "Итак, она жива. И как мы к этому относимся?"
Непонятные для Джона отношения Шерлока и Ирэн, ее трагическая гибель, которую, как он полагал, ему лучше скрыть от Шерлока, внесли путаницу в отношения Джона к Шерлоку. У него впервые появились сомнения в ориентации Холмса — уж не натурал ли он? Любил ли Шерлок Ирэн? И нужен ли ему Джон в таком случае? С другой стороны, в своих чувствах Джон разобрался не без помощи Ирэн, и это уже хорошо!
Гибель Шерлока.
Это была действительно игра большого Мастера. У Шерлока, с его врожденной порядочностью и вечным стремлением играть в открытую один на один, не было и шанса против хитрого врага с его многочисленными подручными. Конечно, Шерлок тоже не был один, за ним стоял Майкрофт, с помощью которого были разработаны несколько хитроумных планов спасения, а также ряд помощников, посвященных в эти планы. Но ведь Джон этого не знал. Вот, что не учел Шерлок, сохраняя план своего спасения в тайне от друга. Он принес чувства Джона в жертву своему плану. Но какой у него был выбор? Тогда, стоя на крыше — никакого, но он мог бы открыться Джону позже. Но, в силу своего особенного восприятия мира и чувств людей, Шерлок недооценил силу его горя, не подумал, что это так важно.
А Джон знал все эти годы, что он бросил Шерлока одного в Бартсе, обозвав машиной. Речь Шерлока, что он мошенничал все то время, что они знали друг друга, конечно, не убедила Джона. Он не мог сомневаться, наблюдая гениального детектива день за днем. Мориарти, конечно, немного сбил его с толку на секунду, на то он и криминальный гений, но вера в Шерлока у Джона была безусловной. Поэтому ему было так больно осознавать, что Шерлок совершил самоубийство, не выдержав давления ложных обвинений. Думал ли он, что мог бы спасти его, удержать от рокового шага, если б остался с ним? Конечно. Такова уж человеческая натура.
Сожаления, угрызения совести, скорбь по безвременно ушедшему, оклеветанному гению (ах, прямо «Смерть поэта» Михаила Юрьевича приходит на ум), по близкому, любимому человеку и ужасающее одиночество, которое Джон не в силах выносить. Скорбь Джона не похожа на скорбь человека, потерявшего друга, она похожа на скорбь человека, потерявшего свою половинку, смысл своей жизни.
ELLA’S OFFICE. As the rain continues to pour down, John gazes blankly at his therapist.
ELLA: There’s stuff that you wanted to say ... (John opens his mouth briefly but then closes it.) ... but didn’t say it.
JOHN (his voice breaking): Yeah.
ELLA: Say it now.
JOHN (tearfully): No. (He shakes his head.) Sorry. I can’t.
Он не сказал этого Шерлоку, стоящему на краю парапета, он не сказал это у Эллы, не сказал у могилы Шерлока. Он не смог признать, что потерял любимого, но, значит, и отпустить свои чувства тоже не сможет, так как их нужно прежде осознать.

Джон двигается дальше. Мэри
And now it's time for me to be honest. I'm meant to be keeping
this blog to remind me of the good times. I know it's meant to be healthy
but what's the point? I need to properly move on. I need to put it all behind me and move on...
...And I've found someone. So I should concentrate on that.
So this'll be my last blog.
Sherlock, you bastard, wherever you are. Cheers.
John.
this blog to remind me of the good times. I know it's meant to be healthy
but what's the point? I need to properly move on. I need to put it all behind me and move on...
...And I've found someone. So I should concentrate on that.
So this'll be my last blog.
Sherlock, you bastard, wherever you are. Cheers.
John.
В MHR мы видим Джона, одиноко сидящего в своей новой квартире, куда он переехал после гибели Шерлока. Он еще не встретил Мэри — с ней он встречался 6 месяцев и все время был усатым, как щетка. Некоторые считают, что эти знаменитые усы — символ его гетеросексуальности. Но мне больше нравится теория, что он отчаянно хотел изменить свою жизнь, перестать тосковать по навсегда ушедшему другу, и сменил имидж, как многие из нас, когда хотят перемен.
Зачем нам вообще показали крошечную 7-минутную мини-серию за неделю до 3-го сезона? Очень вероятно, для того, чтобы мы не забыли о любви Джона, о его тоске, о том, что на его душе. Ведь 3-й сезон рассказан от лица Шерлока. В третьем сезоне нас ждали серьезные перемены.
И перемены пришли. Джон встретил Мэри. Или его встретила Мэри. Милая, не слишком молодая, стремящаяся к длительным, серьезным отношением, веселая. Понимающая. Наверное, с ним было не просто, но она проявила терпение и понимание. Возможно, сочувствие — с ней он посетил могилу Шерлока. Вероятно, много рассказывал о своем друге.
Мне интересно, поняла ли Мэри скрытый контекст отношений Шерлока и Джона, как это сделала другая супернаблюдательная хищница — Ирэн Адлер? Мэри просто не могла ничего не слышать о Шерлоке и Джоне и их расследованиях. Только не она. Предполагаю, она была замешана в махинациях Мориарти, удивлюсь, если сценаристы упустят такую роскошную возможность.
Наконец, Джон считает себя готовым сделать ответственный шаг, но сперва он должен отпустить Шерлока. Это очень сложный и очень правильный шаг — не тащить в новые отношения тоску по старой любви. Но получилось ли это у него? Джон все решил, мужик решил — мужик сделал! Он решил, что будет двигаться вперед с Мэри, но выглядит он при этом так, словно болен смертельной болезнью. И дело тут совсем не в усах! Его душа словно ополовинена и все еще кровоточит. Даже сидя в ресторане, Джон выглядит как вдовец, настолько он удручен, и не может это скрыть. Когда он опускает глаза, улыбка тут же сползает с его лица и глаза выражают горечь. Как Мэри все это терпит, уверена, она читает его как открытую книгу. Он так ей нужен зачем-то или у нее такая огромная любовь, которой хватит на двоих? Не понимаю и не вижу ни роковой любви, ни крайней необходимости, если тут нет особого смысла.
Возвращение Шерлока.
По времени эти два события — возвращение Шерлока из мертвых и решение Джона двигаться дальше с Мэри — почти совпадают. Шерлок опоздал всего на один день. Несомненно, создатели сериала сделали это специально — снова вспомним: "Вселенная редко бывает так ленива".
Предположу, что Джон испытал второе самое сильное потрясение в своей жизни с момента рейхенбахского падения, когда поднял глаза на официанта, а увидел Шерлока. Дурацкий маскарад, глупая бравада Шерлока, конечно, никак не сгладили впечатления от того, что Джон теперь счёл предательством. Заставить его горевать два года, а потом выскочить как чертик из табакерки! Да, в этом весь Шерлок — чтобы он не воображал о себе, но и любовь, и все остальные чувства для него — тайна за семью печатями. Джон обижен, он в ярости! Любопытно, что вроде как искренние реплики и реакции Мэри, только подливали масла в огонь гнева Джона. О какими дурачками выглядели эти двое для опытного манипулятора-Мэри. Она легко могла бы навсегда рассорить друзей а тот вечер, для ее игры Шерлок необходим. Естественно, Шерлок тоже не отделался только разбитым лицом в тот вечер, ему резко дали понять, что он может отправляться туда, откуда пришел.
Но, конечно, проходит бессонная ночь и Джон, сбривая ненавистные Шерлоку усы, уже готов к примирению просто так, даже до чудесного спасения из костра Гая Фокса. Джон снова приходит на Бейкер-стрит, но уже не с такими чувствами, как буквально за пару дней до этого. Он весь сияет, оглядывая комнату. И конечно, Шерлок вновь увлекает его в опасное расследование. Что еще нужно для счастья?

Абсолютное счастье.
В серии Шерлок не дал ответа Джону на вопрос о том, почему он совершил лже-самоубийство. Но мы узнаем из дневника Джона, что рассказ все же состоялся: "Turns out he’d faked his death because Moriarty had threatened those close to him. Including me. He’d gone into hiding, happy to leave me and everyone else thinking he was dead. He’d done it to save us but he hadn’t trusted us enough to tell us what was really going on. Not sure I’ll ever truly forgive him for that but as the saying goes, life goes on."
С возвращением Шерлока, Джон, простив его (несмотря на запись в блоге, конечно, он просил его!), обрел, наконец, то счастье и душевное равновесие, к которому стремился все 2 года. Он сам признается Шерлоку, что абсолютно счастлив теперь: рядом с ним два человека, которые абсолютно перевернули его жизнь, его будущая жена и его друг. Все в его жизни гармонично: его лучший друг Шерлок жив, Мэри с Шерлоком отлично ладят, идет подготовка у свадьбе. Теперь он уже не одинок и его жизнь снова полна смысла и, конечно, опасности.
Свадьба. Знак трех.
Интересный вопрос: насколько Джон любит Мэри? Нам не показывают интимных моментов или хотя бы каких-то проявлений их любви. Глядя на эту пару, и, еще не зная, что Мэри — психопат, мне приходит кощунственная мысль, но рискну ее озвучить: брак из удобства — доктор среднего возраста, которому пришла пора обзавестись семьей и не юная уже медсестра, которой посчастливилось на работе подцепить доктора. Вместе работают, вместе живут — удобно и экономично. Уважают и понимают друг друга. Этого всего более чем достаточно для удачного во всех отношениях брака. Возможно, она сочла его более выгодной партией, чем Дэвид, а может ей двигали чьи-то указания. Вот так видится мне — стабильные и осознанные отношения. Приязнь, но ни грамма страсти, будто прожили в браке лет 20.
А что видит Шерлок? Он видит эту женщину, может ее прочитать, но не может правильно истолковать важные детали, потому что эмоции, которые он, наконец, выпустил из-под контроля, туманят его кристальный разум. Он только знает, что эту женщину выбрал Джон. Предпочел Джон. И на свадьбе он приносит клятву всегда быть готовым помочь не только Джону, но и Мэри.
Шерлок сразу видит, что Мэри — лгунья. И что? Он, явно трактует это как склонность к адюльтеру. Потому придирчиво просматривает список друзей и знакомых Мэри — выбраковывая и пугая до полусмерти Дэвида, к примеру. Чтобы у его Джоника не было проблем с неверной супругой в будущем. Почему он не увидел в ней психопатическую личность? Всплыло слово "disillusioned"(разочаровавшаяся) — одно из чувств, которые могут испытывать люди с подобным расстройством психики. Но он и другие, неподходящие для обычной медсестры признаки не смог правильно интерпретировать: "тайное тату" (это роднит Мэри с другим персонажем сериала — Су Линь, прототипом которой тоже можно считать Берди Эдвардса), "лингвист" — откуда такое у простой британской медсестры. Но, думаю, Шерлок был оглушен своими эмоциями, ему было не до того. Да и его привычка недооценивать женщин сыграла не последнюю роль — слишком проницательная невеста у Джона, все-то она помнит, видит Шерлока "насквозь".
Забавно, что Джон — доктор и не разглядел признаков беременности своей жены. Только Шерлок понял. Интересно, что так огорошило будущих родителей, почему нам показали удивление Джона и панику у Мэри (ну, потом-то стало ясно), а не огромную искреннюю радость?
Это была весьма странная свадьба с раскрытым покушением на убийство. И все-таки свадьба получилась шумная и веселая, во многом благодаря Шерлоку.
Катастрофа.
"This Agra treasure intervened like an impassable barrier between us.“
The Sign of Four
The Sign of Four
В один день жизнь Джона Уотсона снова перевернулась, а, вроде бы желанная тихая семейная жизнь обернулась миражом.
Семейная жизнь Уотсонов.
"Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему."
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему."
Судя по всему, Лев Николаевич был все-таки прав, семья Уотсонов имеет свои особенные проблемы и потому в ней не наблюдается счастья и даже спокойствия уже через месяц после их бракосочетания. Их отношения не показались нам особенно нежными с самого начала. Так, партнерство, дружба. Дружеские объятия. Неловкие, нестрастные, редкие поцелуи. Никакой мимишности, никакого флаффа. Может, оно и к лучшему, но, честное слово, между Адлер и Шерлоком чувствовалось гораздо больше сексуального притяжения, чем между этими молодоженами. Ни малейшего проявления той знаменитой химии между персонажами, которой так славен сериал "Шерлок". Я уверена, что проблема не в актерах, по крайней мере, не в Мартине Фримане. Уважение присутствует, и без него невозможна ни дружба, ни любовь. Но любовь между ними нам и не намеревались показывать. И Шерлоку не показали, ведь это его POV нам дают в 3-м сезоне.
Прошел месяц со дня свадьбы. Молодожены вернулись из свадебного путешествия. Мы видим Джона, вновь видящего кошмары войны, и на них накладывается Шерлок, он для Джона притягателен как война, как опасность. Он адреналиновый наркоман, наш Джон. И, видимо, он принял решение воздерживаться от своей зависимости и отойти от Шерлока. Он теперь отец семейства все-таки. И он весь на взводе, покрикивающий, раздраженный. Он, совершенно не интересуется жизнью соседки, но, к удивлению Мэри, хватается за возможность помочь ей, т.к. немного опасности — предполагаемая схватка с наркоманами — то, что ему необходимо после месяца скуки. Он говорит, что не видел Шерлока целый век, ему, и правда, так кажется. И неосознанно копирует его стиль поведения (в который раз!) в убежище наркоманов. А Шерлок хорошо сказал про него: "У каждого — свой наркотик", имея в виду, что просто тихой, спокойной жизни для Джона мало. Возможно, констатируя это, Шерлок чувствует легкое удовлетворение. "Так скоро разочаровался в семейной жизни, Джон?"
"Велосипед превосходное перекрытие, не так ли?" (из TGG) Особенно, если нет желания проводить слишком много времени с женой.
В тот же день (о, что это был за день!) Джон видит, что Шерлок вдобавок завел себе подружку. WTF: Шерлок решил двинуться дальше. А Джон? Только не с его снами об опасностях и Шерлоке.
Мэри же, явно прошла стадию на которой психопат влюблен в свою жертву (да, именно жертву), и заполучив Джона, имея такое средство управления и доминирования как беременность, она переходит на следующую стадию, которая ей доступна в отношениях: разочарование. Джон стал ей неинтересен, однако, она бы не была психопатом, если не должна была бы его полностью контролировать. Она не может его отпустить, никогда добровольно не отпустит. Будет добиваться его, если он уйдет, а вернется — будет куражиться над ним, считать слабаком. В этом трагедия человека с ее типом расстройства личности. При том, что она хочет отношений, она никогда не сможет иметь долгих отношений ни с кем. Единственные чувства, которые она способна испытывать, это наслаждение погоней, игрой и жажда доминирования. Люди, которые не могут ей ничего дать, неинтересны ей, она ими пренебрегает. Естественно, и материнство тут под огромным вопросом. Гениально об этом написала ifyouhaveenoughnerve.
Шерлок и Бейкер-стрит — тихая гавань. Отношение к Шерлоку.
Катастрофа с предательством Мэри, помимо всего прочего, должна бы была открыть глаза Джону на истинное отношение Шерлока к нему.
Из HLV, когда Шерлок исчез из больницы:
LESTRADE: Protecting the shooter? Why?
JOHN: Well, protecting someone, then. But why would he care? He’s Sherlock. Who would he bother protecting? (взято отсюда)
Джон, Джон! Как ты можешь недоумевать, кого защищал Шерлок? Сама эта фраза Джона: "Защищает кого-то тогда. Но почему он озаботился этим? Он же Шерлок." — говорит нам о многом. "Он же — Шерлок." Мы несколько раз слышим эту фразу в сериале и всегда она объясняет необъяснимые большие и маленькие странности Шерлока. Но именно в этой ситуации, от Джона, она звучит особенно обидно для Шерлока и для нас: "Он же Шерлок, ему всегда было наплевать на других, зачем бы ему заморачиваться и кого-то защищать?" Джон недооценивает своего друга, говоря так. Джон не понимает, что к нему чувствует Шерлок? Или не хочет понимать? А это значит, у них впереди еще очень долгий путь.
Но это важно для нас — ведь нам ясно, что на этот момент Джон не подозревает об истинных чувствах Шерлока. А если и подозревает, не уверен в них. То, что знал Мориарти уже в TGG — третьей серии первого сезона, Джон не понимает (или не хочет понять?) даже в HLV — третьей серии третьего сезона! *фейспалм*
В конце этой сцены он понял, конечно, кого защищал Шерлок, но только благодаря подсказкам, которые оставил его друг: кресло Джона, возвращенное на свое место, и духи, как у Мэри. И тут ему стало не до оценки действий Шерлока. Это открытие, что именно Мэри почему-то стреляла в Шерлока, конечно, не могло не поразить его как гром среди ясного неба!
Жизнь на Бейкер-стрит уже ничем не напоминала ту гармонию, пусть полную вспышек и споров, в которой два друга прожили первые полтора года своего знакомства. Я думаю, эти полгода, были настоящим адом и для Джона, и для Шерлока. Из слов мамули Холмс нам ясно, что Шерлок поправлися только к Рождеству. (Спасибо тебе, хирург-Мэри!)) А Джон, скорей всего, пребывал все это время в депрессии, потом закрылся, и только к Рождеству Шерлоку удалось уговорить его простить Мэри. То, что это он уговаривал и все устроил в доме своих родителей, очевидно. Не даром, он — идеальная пара для Джона — они вместе составляют одно целое и ни один не может быть спокоен, если другой — несчастлив. А Джон несчастлив — опять его жизнь, которую он еще недавно считал устоявшейся, рассыпалась на куски. А Шерлок?... Бескорыстность и самоотверженность — вот как раскрывается со временем характер Шерлока — кто бы мог подумать о таком в первом сезоне?
Но знает ли Джон об этих переменах в детективе? Несомненно, Шерлок изменился со времени своего возвращения, и хотя часто все еще бывает довольно серьезной занозой и порой совершает скверные поступки, но он стал намного мягче, гораздо более человечным.
То, что нам ничего из этого периода не показали, думаю, не случайность. Просто это сериал о Шерлоке и Джоне, их отношениях, значит, нечего было показывать, кроме ангста Джон/Мэри.
К беззаботным и ненапряжным отношениям второго сезона Джону и Шерлоку уже не вернутся никогда, слишком много они поняли и слишком многое произошло. И врозь им плохо, нельзя вечно игнорировать чувства. Нужен новый уровень отношений. Просто дружбы им уже мало.

Возвращение к Мэри.
“These are prepared words, Mary. I’ve chosen these words with care.”
Почему Джон вернулся к Мэри после полугодичного расставания (с конца июня по рождество)? Нам показывают все эти события пунктирно, флэшбэками. Есть некая недосказанность, тоже, видимо, для того, чтобы разные группы зрительской аудитории понимали и видели совершенно разные вещи. Кто, что хочет, на любой вкус. Об этом написаны целые тома, но, как я это вижу — Джон вернулся из-за ребенка. Он очень верный человек, не любит бросать отношения. Это очень серьезно для него. И хотя формально брак их недействителен, он не может оставить Мэри, и, особенно, ребенка, раз уж взял однажды ответственность. Надеюсь, у него есть какой-нибудь козырь в рукаве, типа, прочтенной флэшки А.Г.РА. Возможно, он не просто так к ней вернулся и это — часть какого-то плана, разработанного Шерлоком? Пожалуйста, Джон, не будь идиотом!
Возвращаясь к Мэри, Джон не питает надежд на счастливую жизнь. Он прямо говорит, что не простил ей ни лжи, ни покушения на Шерлока. Не думаю, что он ей будет доверять хоть в чем-то. Но готов дать ей еще шанс. Короче, тоска и жалость. Это, конечно, очень благородно со стороны Джона, но как же жалка Мэри, что принимает такое отношение. Их отношения с Джоном полностью разрушены ее ложью и эгоизмом. Нужно бы это принять. Что, она не хочет терять его? Но как склеить разбитую чашку? Что, жить вместе из-за ребенка? Но вырастить ребенка одной — не проблема. У нее нет также проблем, чтобы постоять за себя, навыков достаточно. Так зачем ей все это?! Нельзя строить отношения на лжи, недоверии, просто не получится. *да, это я — Капитан Очевидность.* Правда в том, что несмотря на то, что она раскрыта как киллер, психопат и лгунья, мотивы ее всем ясны — у нее нет с этим проблем, она не способна на угрызения совести. Это человек, для которого цель оправдывает средства, если это будет служить на ее пользу, а иное ее не интересует. У нее не прибавляется к нему уважения, она разочарована, т.к. он к ней вернулся, значит — слабак, и в то же время она не может отпустить Джона Уотсона, он нужен ей для удовлетворения ее психопатской потребности в доминировании, контроле, обладании, он дает ее прикрытию добропорядочность и правдоподобность, у него сильные друзья, очень влиятельные, которые все сделают для него.
Короче, все не ладно с миссис Уотсон. Она не устает принимать благородные жертвы то Шерлока, то Джона, а сама ничего не дает взамен. Правда в том, что ее прототип и близко не имеет никакого отношения к милой и кроткой Мэри Морстэн из канона, это Бёрди Эдвардс из "Долины ужаса" — тёртый агент Пинкертонов, двоеженец (да, Джон!), скрывающийся под ложной личиной, по следам которого идут те, кому он перешел дорогу, в т.ч. агенты Мориарти. Счёт к ней растет, вопрос в том, как расплата ударит по нашим главным героям. Надеюсь, 4-ый сезон даст ответ, который не очень нас расстроит.
Снова потерять Шерлока?
Убийство гнусного шантажиста, естественно, повлекло за собой и кару. Похоже, в этом сериале только протагонисты платят по счетам пока что, нельзя это не отметить. Причем сполна!
Джон в ужасе не столько от отчаянного поступка Шерлока, сколько от его возможных последствий. Он не был готов к такому повороту событий. Интересно, подумывал ли Джон о том, чтобы самому застрелить гада CAMа? Ведь это у него был пистолет, почему он не пристрелил его сам? Получается, его лучший друг принес себя в жертву, чтобы Джон мог остаться со своей Мэри. Джон стоял там, терпел щелчки, потому что Шерлок велел терпеть. Ведь ему приходилось убивать раньше. Возможно, он просто недостаточно психопат, чтобы убить кого-то под прицелами снайперских винтовок. А теперь, что будет с Шерлоком за то, что он спас их всех от прошлого Мэри?
Возможно, теперь он наконец понял те чувства, которые испытывает к нему Шерлок, может оценить их глубину. Сопоставить поступки Шерлока с поступками Мэри. Но что он может предпринять? Уже слишком поздно. Думаю, он чувствовал огромную вину перед своим другом. И отчаяние — это написано у него на лице. Он понимает, что теперь надолго потеряет Шерлока. Но до сцены у трапа самолета он не знал, что навсегда. Мы слышим его прерывистый вздох, когда Шерлок говорит брату, что больше никогда не увидится с Джоном Уотсоном.

В целом, мне пока не совсем понятен Джон и его эмоции в сцене прощания на взлетной полосе.
Во время этой поразительно говорящей сцены — мы видим его растерянность и эмоциональную закрытость. Если у кого-то до сих пор были сомнения в том, какие именно чувства испытывает Шерлок к своему блогеру, то вот он — момент истины. Джон же не может смотреть в глаза Шерлока — он видит в них слезы, и все время опускает глаза, отворачивается. Неловкий момент, когда всем нам кажется, что Шерлок вот-вот признается в своих чувствах: “John, there’s something I should say. I've meant to say always and I never have. Since it’s unlikely we’ll ever meet again, I might as well say it now…” — и Джон смотрит, явно напрягшись. Но Шерлок переводит все в шутку и это несколько снимает напряжение, от которого уже и у зрителя начинает щипать глаза. Конечно, Шерлок еще раз проявил благородство и не стал грузить друга своим признанием. Другого мы от него не ожидали. Да и какой смысл — навсегда расстаются...
Еще один тяжелый момент, когда Шерлок протягивает ему руку, сняв перчатку, и Джон пожимает ее после долгой-долгой паузы. Зачем эта пауза, Джон, и почему ты его не обнял? Опять щиплет глаза... Хотя понятно почему: Джону кажется, что он нарушит границы, которые установил для общения с Шерлоком. Если бы между ними была просто дружба или даже броманс (какое-то уродливое слово, мне больше нравится — братство), тогда объятья были бы уместны и никаких границ устанавливать не пришлось бы. Объятия и даже поцелуи между друзьями вполне невинны. Вот поцеловались же Мэри с Шерлоком? Но все дело в том, что для Джона — это не просто дружба, а любовь, и потому Джон так мучается в течении всей сцены. Он даже будто бы пугается этой протянутой руки, словно и рукопожатие с Шерлоком — слишком много для него, слишком интимно.
Чувства Шерлока открыты — он сделал громадный шаг вперед в этом сезоне. Но Джон не продвинулся ни на шаг и потому нас ждет 4 сезон. Еще не поздно — рассказана только половина истории.
Наконец, рукопожатие прервалось — Шерлок разжал пальцы. Он идет к трапу и тут нам снова показывают Джона, он вздыхает, немного подается вперед, и мы на секунду думаем, что он сейчас побежит за Шерлоком. Но нет, он прочно связан и лишь счастливое "совпадение" (а мы знаем, что их во вселенной "Шерлока" не бывает), что в момент, когда самолет отрывается от земли, со всех ТВ-экранов Британии слышится: "Соскучились по мне?", спасает Джона от потери его друга. Кто это устроил, наверное, поймем в 4-ом сезоне. У меня две версии: либо Мэри, решила отдать, наконец, долг (надеюсь на ее сознательность), тогда вопрос: может, Джон — знал, что Шерлок остается? Второй вариант: Майкрофт подсуетился.
И еще, сцена с Магнуссеном, прощание на взлетной полосе — должны была открыть, наконец, Джону глаза на чувства Шерлока к нему. Конечно, Джон ничего не сможет и не захочет предпринять пока с ним

Что может ждать Джона в дальнейшем.
Перипетии несчастливого брака с психически больной женщиной, которой он не сможет больше (или он сумасшедший) доверять. Рождение ребенка. Думаю, ребенок все же его (не с нашим счастьем). Дальнейшие расследования с Шерлоком. Вот все, что можно сказать наверняка. А дальше, на усмотрение гениальных троллей-создателей: выбор огромен — горе, страдания, предательства, болезни и т.д., и т.п. Одно можно сказать: пока живы главные герои, жива и надежда. “There’s always two of us.”, в конце-концов!
Да, такого сюра, какой нам преподнесли в 4м сезоне никто не ожидал, в середине июня, когда это писалось. Как все просто тогда казалось. Реализм. А сейчас ничего не понятно, новая героиня в конце и полная голова непонятнок...