Не может быть никаких сомнений, что Мэри, с которой беседует Джон в The Lying Detective — никакой не призрак, явившийся скорбящему мужу, а просто часть его собственного сознания, возможно, воплощение угрызений совести, вины, боли, которая живет в душе у Джона.
Что за угрызения совести у Джона? Его вина перед женой — все недоверие к ней, ложь, нелюбовь, ее последние слова: "Ты был моим миром" — все это лишь верхушка айсберга. Возможно, он испытывает тайное облегчение, что его брак закончился, и винит себя также и за это? Огромная часть — ненависть к самому себе, недоверие и старые обиды на Шерлока. Джон не тоскует о Мэри, Джон ненавидит самого себя, считает недостойным, грузится раздражением на Шерлока и в то же время отчаянно хочет его видеть.
Затемненные гифы, сделанные ikolism, отлично показывают, что Мэри в TLD представлена как зеркало Джона даже кинематографически.

Мэри тут прямо-таки портрет Джона.
Что за угрызения совести у Джона? Его вина перед женой — все недоверие к ней, ложь, нелюбовь, ее последние слова: "Ты был моим миром" — все это лишь верхушка айсберга. Возможно, он испытывает тайное облегчение, что его брак закончился, и винит себя также и за это? Огромная часть — ненависть к самому себе, недоверие и старые обиды на Шерлока. Джон не тоскует о Мэри, Джон ненавидит самого себя, считает недостойным, грузится раздражением на Шерлока и в то же время отчаянно хочет его видеть.
Затемненные гифы, сделанные ikolism, отлично показывают, что Мэри в TLD представлена как зеркало Джона даже кинематографически.
Мэри тут прямо-таки портрет Джона.
В этом проявляется сила восприятия визуальных образов: хоть сто раз скажи — это не воспримут, а вот покажешь, и информация дойдет. В данном случае, именно то, как представлена Мэри, путает людей: то, как она лежит рядом в кровати, подходит к его креслу. Она специально представлена как призрак. Хотя в TAB нам твердили, что призраков не существует. Возможно, это уловка, отвлекающий маневр, чтобы исключить однозначность, которую так не любят Моффтиссы.
Джон не тоскует о Мэри, Джон ненавидит самого себя, считает недостойным, грузится раздражением на Шерлока и в то же время отчаянно хочет его видеть Ну да, и в этом-то и беда для него! Если бы он просто тосковал по горячо любимой женщине, это было бы в каком-то смысле легче. А из этого клубка непонятно как и выползать. Это просто чудо, что Шерлоку удалось его вытащить, уж не знаю, насколько сознателен был план или это совпадение везения и импровизации!
А, по-моему, Джон как раз сам не очень это понимает, оттого и спорит сам с собой.
Да, призраков не бывает, это лежит на поверхности. Он, конечно, знает, что это галлюцинация. Но продолжает спорить сам с собой, противореча сам себе. Оттого она и говорит, "ты споришь сам с собой", несколько раз указывает на это. И, тем не менее, он продолжает общаться с частью собственного "я", как с другим человеком, разговаривать, как с живой Мэри.
Он скрывает эту проблему от психотерапевта, хотя по-прежнему надеется на помощь "мозгоправа": "Куда вы смотрите?"
У Моффтиссов были десятки путей, показать сомнения и внутренние противоречия Джона, даже с помощью Мэри. Но они выбрали самый неоднозначный, на мой взгляд, путь.
Как иначе объяснить то, что он признается в измене Мэри, глядя на нее, обращаясь к ней? - он сам воспринимает свою галлюцинацию, как реальную Мэри. При этом зная, что она мертва и бла-бла-бла. Потому, и возникают сомнения и неприятие этой ситуации у многих. То, что очевидно и лежит на поверхности в "Шерлоке", как правило, может иметь несколько прочтений.
На мой взгляд, есть большая вероятность того, что после смерти Мэри, Джон стал ее идеализировать. Стандартная, в принципе, ситуация, все мы любим вспоминать только хорошее, что было в ушедшем, постепенно забывая плохое. А если еще учесть его комплекс вины... Но, Мэри не заслужила того, чтобы быть идеалом и такая вероятность бесит.