Продолжение. Начало см. ч.1 , ч.2, ч.3, ч.4, ч.5, ч.6, ч.7, ч.8
----------------------------
СЦЕНА: Шерлок и Джон в башне Магнуссена (продолжение)
🎦 ФИНАЛЬНОЕ событие: Шерлок обнаруживает Мориарти
Итак, после слов Молли: «Ты должен контролировать боль» Шерлок сбегает по лестнице на нижний этаж, что можно сравнить с погружением на новый, нижний, уровень подсознания.
Он открывает первую же дверь и торопливо вбегает в небольшую круглую комнату. В углу сидит какой-то несчастный, но Холмс пока что не обращает на него внимания и твердит как заклинание: «Контроль. Контроль. Контроль...» Дрожь сотрясает все его тело.
Но его взгляд невольно привлекает человек в камере. Тот медленно поворачивается и мы узнаем в этом загнанном несчастном, явно сумасшедшем существе, Джима.
Если образ Редбиарда, собаки из детства, Шерлоку пришлось вызывать специальным усилием, то Мориарти похоже обитал здесь всегда. Джим связан, в смирительной рубашке, прикован цепью к стене, т.е. не может двигаться, не может наброситься на Шерлока и причинить ему физические страдания (ну это как раз логично — ведь он мертв на самом деле). Зато Джим может говорить, следовательно, все еще способен причинить моральные страдания, наносить вред душе Шерлока.
Весь вид этого несчастного существа, посаженного на цепь, ярко выражает то, что утверждалось с первого и второго сезонов в рамках теории борьбы с Эвер — Джим символизирует суицидальность, маниакальность, сумасшествие, отверженность, (возможно, наркоманию), которые Шерлоку удалось посадить на цепь после Рейхенбаха. Он больше не тот психованный гений, который сидит на крыше здания, размышляя о самоубийстве (из сценария к ASiP), но до мира в душе гению очень далеко, о чем свидетельствует хотя бы обезвреженный, но не мертвый Мориарти в душе Шерлока. Да и то, как ведет себя Шерлок в начале HLV... В конце концов чем отличается эта мерзкая клетушка от матраса в притоне наркоманов? Может быть, поэтому Шерлок прибежал сюда в этот момент, когда жизнь едва теплится в его теле.
Шерлок послушно выполняет ВСЕ инструкции, которые ему дают проекции-символы типа Молли или Майкрофта. И он послушно последовал именно сюда в этот подвал, когда Молли приказала ему искать способ контролировать ту жуткую боль, которую он в этот момент испытывает. Он прибежал в маленькую комнату без углов, обитую грязными матрацами для чего? Для чего конкретно? Чтобы похоронить свою боль в этой тюрьме для сумасшедших? Или именно Джим — есть средство отвлечения от боли? Для Шерлока, в конечном итоге, при всем его достаточно скудном наборе средств борьбы с шоком и смертью, Мориарти — это средство спасения? Звучит, как парадокс ведь при жизни злой гений грозился убить ГГ.
Тем не менее, Шерлок попадает к Джиму.
ШЕРЛОК(лицо искажено то ли яростью, то ли болью): Ты… (отрывается от стены и направляется к Джиму) Ты никогда не чувствовал боли, не так ли? (Тяжело дышит то ли от боли, то ли от ярости/ненависти, которую вызывает в нем Джим) Почему ты никогда не чувствовал боли?
Обращает на себя внимание то, что Шерлок, испытывая сильнейшую физическую боль и потребность в контроле над ней, говорит с Джимом явно не о боли физической. Речь именно о моральных страданиях.
ДЖИМ(тихонько, певуче): Ты всегда чувствуешь ее, Шерлок. (резко бросается на Шерлока, но цепь, которой он прикован к стене, не позволяет ему достать до ГГ. Они почти сталкиваются. Шерлок отшатывается. Свет в камере мигает) Но ты не должен бояться этого!
Шерлок корчится от боли и падает на пол. Джим навис над ним.
ДЖИМ(смотрит безумно): Боль… Разбитое сердце… (Шерлок корчится на полу) Потери… Смерть… Все это хорошо.
А на поверхностном уровне Джон наконец нашел Шерлока:
— Шерлок. Шерлок. Ты меня слышишь?
Магнуссен медленно садится и надевает свои окуляры. Видимо, Мэри только-только ушла. Джон вызывает скорую.
На том глубинном уровне, где пребывает сознание Шерлока, все залито голубоватым светом.
ДЖИМ(поет): It’s raining - It’s pouring - Sherlock is boring
На поверхности в свете мигалок парамедики везут носилки, Джон сопровождает тело, лежащее на них.
ДЖИМ: I’m laughing - I’m crying - Sherlock is dying.
Что это за песенка? Похоже на детскую дразнилку и в сочетании с голубым светом, которым залита эта камера — прямая отсылка к Эвер, все соответствует ее атрибутике. Эвер — запертый в камере гениальный ребенок, который и ненавидит, и завидует Шерлоку, потому что он может чувствовать боль, сопереживать, испытывать человеческие чувства.
Боль — это хорошо, говорит Джим, который не умел чувствовать боль. В этом кроется смысл этой сцены. Шерлок испытывает неимоверную физическую боль, но дело не в ней. Джим говорит о страданиях духовных. Весь смысл этой сцены есть спасение Шерлока не в физическом, а в нравственном смысле. Ведь мы знаем, что Шерлок не боится смерти или боли, он готов к смерти, готов встретить ее мужественно, он это декларировал в предыдущем эпизоде при разговоре с Шолто. К чему тогда метания по коридорам, судорожный поиск спасения в Чертогах?
ДЖОН: Мы теряем тебя, Шерлок!
<Ободряюще звучит, старина Джон!>
Изображение в кадре покрывается фиолетовыми пузырями. Возможно яркие фиолетовые круги на лице Джона свидетельство того, что тот — жертва страшного обмана и не подозревает об этом.
Или это все-таки Шерлок ошибался?
ДЖИМ(склоняется к самому лицу Шерлока, с губ падает пена): Давай, Шерлок, просто умри, почему ты не можешь? (он ложится рядом с Шерлоком, насколько позволяет цепь.) Одно небольшое усилие и тебе конец (off you pop - Джим любит это выражение).
Шерлок неподвижен. Мы видим показания приборов — прямая линия. Врачи пытаются завести сердце, но отступаются. Операционная погружается во мрак, яркий свет направлен только на лицо и грудь Шерлока. Врачи признали Шерлока мертвым, но мы же знаем, что это пока не так. Это еще одно подтверждение того, что всё здесь не о физической смерти.
ДЖИМ: Тебе понравится быть мертвым, Шерлок. Никто никогда больше не волнует тебя. (Тьма вокруг операционного стола сгущается) Миссис Хадсон будет плакать… И Мамуля и Папуля будут плакать… (поднимается, начинает рассуждать, увлекаясь, ходит взад-вперед) И та женщина будет плакать и Джон наплачет ведра и ведра слез. Он — это тот, о ком я наиболее беспокоюсь. Такая жена! (Шерлок весь в испарине, лежит с закрытыми глазами) Джон Уотсон определенно в опасности.
Глаза Шерлока резко открываются после этой фразы.
Шерлок знает, что он не может бросить Джона в такой неопределенной ситуации. Нечеловеческими усилиями он возвращается, и устремляется наверх, к жизни, на поверхностный уровень, где у него незаконченные дела.
Мориарти не понимает, как это произошло, что именно его слова пробудили в Шерлоке волю к жизни.
ДЖИМ: Это что-то, что я сказал? ШЕРЛОК!!!
Все, что смогло оживить — это два слова: “That wife” — “такая жена”. Ни сыновьи привязанности, ни сантименты, ни дружба, а только опасность, которую представляет сейчас Мэри для ничего не подозревающего Джона.
Вверх по лестнице, отчаянными усилиями и сердце вновь начинает работу. Это главное событие всей большой сцены "Шерлок в башне Магса"
Нам очень подробно показывают это трудное восхождение, мелькают кадры: удивленные глаза врачей, рука Шерлока скользящая по черным лилиям на стене в гостиной на Бейкер-стрит, Магнуссен на Бейкер-стрит, Шерлок у Магса, получающий пулю, дверь в 221б — дом. Шерлок стремится к дому, туда, где все началось. Глаза Шерлока, лежащего на операционном столе, открываются. Путь пройден.
Все. Шерлок вернулся, чтобы заняться миссис Уотсон и угрозой, которую она представляет. Пока что он не думает, в чем конкретно эта угроза состоит.
--------------------
Эта часть большой сцены Борьбы Шерлока за жизнь идеально укладывается в стандартную трехактную схему драматического произведения и легко делится по событиям. Напоминаю, что Событие в произведении влияет на ВСЕХ действующих лиц.
Исходное событие: Шерлок попадает в подвальную камеру, чтобы перетерпеть боль.
Основное событие: Шерлок узнает Мориарти в несчастном в смирительной рубашке. А Джим видит Шерлока.
Центральное событие: Мориарти троллит Шерлока. Сердце останавливается.
Финальное событие: Мориарти упоминает в своей речи, что Джон в опасности от лжи, которую несет в себе Мэри, и это мобилизует ГГ.
И как итог этого последнего отчаянного усилия:
Главное событие: Шерлок возвращается к жизни.
--------------------------------
Продолжение здесь
Борьба Шерлока: Его последний обет (HLV), ч.9
vivist2
| воскресенье, 22 марта 2020